Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Уруну арты – къуру.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.

БАТЧАЕВА ХАЛИМАТ ХАДЖИ-МУРАТОВНА

08.02.2005 0 5764

Лейла Гочияева,
Карачаевск

 

Профессор кафедры, старший сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам национально-регионального образования, член диссертационного совета при КЧГУ по педагогике Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна в 2003 году защитила докторскую диссертацию, которая называется "Традиционная педагогическая культура карачаевского народа". В ней автор исследует воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры карачаевского народа, а также процесс ее развития и становления.

На счету Халимат Хаджи-Муратовны более 60 научных публикаций: монографий, учебных пособий, статей, среди которых такие труды, как "Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике", "Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики", "Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. История, теория, практика", "Народная педагогика и современная национальная школа".

Родилась Халимат Хаджи-Муратовна 21 октября 1956 году в селе Чалдавар Фрунзенской области Киргизской ССР. В 1974 году окончила Кумышскую среднюю школу, а в 1980 г. - филологический факультет КЧГПИ (ныне КЧГУ).

В 1992 окончила очную аспирантуру кафедры педагогики Казанского педагогического университета. В том же году защитила кандидатскую диссертацию "Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников" В 1992 окончила докторантуру кафедры педагогики естественно-математических дисциплин.

Работала учителем русского языка и литературы в кумышской средней школе. С 1984 года работает на кафедре педагогики и педагогических технологий КЧГУ.

Выбрала Халимат Батчаева стезю преподавателя и ученого по примеру своего отца, который был учителем в сельской школе, ею также двигало желание внести определенный вклад в историю изучения педагогической культуры.

Халимат Хаджи-Муратовна говорит, что ее становление как ученого прошло в Казанском университете, за что она благодарна своим педагогам. Но женщина-ученый не считает, что добилась многого. Впереди достаточно работы, говорит она, работа с аспирантами, соискателями. Она мечтает оставить после себя достойных ученых - своих учеников.

В общении и обучении студентов придерживается принципов доброжелательности, искренности, строгости и уважения к ним как к личностям.

Карачаевцы накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали обычаи, традиции и средства, а также методы и приемы воспитания человека. У них сложились свои специфические представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, о трудолюбие, о нравственности. О некоторых из них нам рассказала сама Халимат Батчаева.

- Халимат Хаджи-Муратовна, какие черты характера стараются привить карачаевцы своему ребенку в традиционной системе воспитания?

- "Адам бол!" (Будь человеком!) - такое короткое, но емкое требование выдвигалось перед ребенком, как только он начинал понимать что-то в жизни. Под словом "адам", "адамлыкъ" горцы подразумевают носителя определенного кодекса морали и в обществе, и в быту. Этот кодекс должен постичь каждый, ибо без знаний этих правил невозможно жить в горах, - такова первосуть представлений человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, народом, родом, аулом. Воспитание человечности в человеке - суть традиционной системы воспитания карачаевского народа. Свои педагогические понятия народ назвал "Tаy адет", то есть "закон гор". Это - верность и любовь к родине, к родному очагу, человечность, благородство, благовоспитанность, чуткость, деликатность, честность, мужество, гостеприимство, трудолюбие - "чыпчыкъ уясында нени керсе, учханында аны этер" (птенец, не научившийся в гнезде, не научится в полете). "Адамлыкъ" (человечность) - первая заповедь и характерная черта горцев Северного Кавказа. В этом убеждает изучение народной педагогики соседних народов (дагестанцев, балкарцев, абазин, абхазцев, адыгов).
В их представлении человек - это не просто название, но и звание, притом звание высокое, и добиться его непросто. Народная педагогика считала целью нравственного воспитания превращение нравственных принципов "намыс", "уят" (совесть, стыд, совестливость) в личные убеждения человека. Намыс ассоциируется с понятиями воспитанность, скромность, деликатность, почтительность: "Ёлюмден намыс кючлю" (намыс - сильнее смерти), "Намыс болмагъан джерде насыб болмаз" (Где нет чести, там нет и счастья), "намыс болмагъан джерде берекет болмаз" (где нет нравственности, там нет взаимопонимания), "булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу" (совесть идет к лицу, а туман к небу).
Горцы говорят: "Чтобы узнать настоящую цену человеку, надо спросить у семерых: у беды, у радости, у женщины, у сабли, у серебра, у бутылки, у него самого".
Карачаевцы воспитывают своих детей по принципу: "Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмез" (согни дерево, пока оно прутик, потом согнуть не сможешь), "къан бла кирген, джан бла чыгъар" (Что вошло с кровью, то выйдет с душой).
Основная роль в воспитании отводится старшему поколению. По тому, как родители воспитывают своих детей, люди судят об их достоинствах. Положительный пример родителей являлся и является самым действенным средством нравственного и трудового воспитания, и, наоборот, безнравственный образ их жизни часто приводит к формированию отрицательных черт личности. В этнопедагогике карачаевцев культивируются три добродетели: доброе намерение, доброе слово, доброе дело.

- Какая роль в национальном воспитании отводится умственному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения?

- По убеждению карачаевцев, "акъыл" (ум) - одно из самых главных человеческих качеств. От ума, умственного развития зависит успех подготовки человека к жизни. Человека, наделенного большим умом, имеющего значительный жизненный опыт, карачаевцы называют "акъылман" (мудрый). Во многих фольклорных произведениях карачаевского народа восхваляется мудрость народа, утверждается неизбежность победы разума над глупостью, труда над бездельем. О тех, кто проявляет низкий уровень умственного развития, говорят "суубаш", "джелбаш" (в голове вода, ветер). Нехватку разума ничем не возместишь: ни красотой ("напрасна красота, коль нет ума"); ни телосложением ("большой, как дуб, глупый, как пень"); ни показной солидностью и блеском ("борода до пояса, а разума ни волоса") "акъылы болмагъаннга сакъалы болушмаз" (коль нет ума, борода не поможет); "акъыл джашда, къартда да тюлдю - башдады" (ум зависит не от того, что молод или стар, а от головы); ни должностью ("большой чин, да глупая голова"); ни одеждой, ни деньгами ("ум на базаре не купишь").

- Как известно, наш народ уделяет большое внимание воспитанию мальчиков. Вырастить настоящего мужчину очень важно, ведь ничего нет позорнее среди карачаевцев, чем трусость, подлость, низость, и нет ничего более высокого, чем мужество, выдержка, честность, правдивость.

- Свобода, патриотизм, мужество и любовь к родной земле между собой сплетены, отсюда неразделимость воспитания этих качеств в народе. Мужественным горцы называют человека не только за отвагу и смелость, но также за самообладание и выносливость, рассудительность и сдержанность, терпение и упорство в достижении нравственно оправданных целей. Наличие этих свойств олицетворяет победу духовного, высокого начала над низким, о таких людях говорят: "керти таулу" (настоящий горец, мужчина).
В устном народном творчестве народ выразил свое отношение к мужеству, патриотизму, трусости, предательству: "къоркъакъ этегинден-дженгинден да къоркъады" (трус боится даже собственных рукавов), "джигит бир ёлюр, къызбай минг ёлюр" (смелый умрет один раз - трусливый сто раз), "джигит къала бузар, къоркъакъ мюйюшде бугъар" (джигит преодолеет все и победит, пока трусливый прячется в углу), "батыр тууса - элге насыб, джаум джауса - джерге насыб" (родится джигит - счастье для народа, польет дождь - счастье для земли).
Джигит рождается для народа и умирает за его счастье: "Алгъа атангы баласы болма да, халкъны баласы бол" (будь прежде сыном отчизны, а затем лишь сыном отца). "Джуртун сатхан, анасын да сатарыкъды" (кто предаст Родину, тот предаст и мать).
Карачаевцы с детства воспитывают такое важное качество, как "сабырлыкъ" (спокойствие, самообладание, сдержанность). Уметь подавить негативные тенденции, контролировать проявления чувств, а особенно гнев, ибо в гневе человек теряет разум, удается не всем. Гнев разрушает, а разум строит все хорошее на земле. Об этом надо помнить всегда и поступать соответствующим образом. Надо научиться владеть собой, хотя многие черты характера передаются и по наследству. Народные мудрецы говорят: "Сабыр тюбю сары алтын" (спокойствие, сдержанность - червонное золото). "Сабырлыгъынгы ташха байла" (привяжи свое спокойствие к камню для большего спокойствия), "ачыу бычакъ, акъыл - саб" (гнев - лезвие ножа, разум - рукоять ножа), "ачыу алдан келир, акъыл артдан келир" (гнев приходит вперед, а ум после).
"Тезюмлюк" (толерантность) как национальное качество в повседневной жизни обуславливает свойственную карачаевцам терпимость в межличностных взаимодействиях. Толерантность считается показателем внутренней культуры человека и традиционно воспитывается с детства. Несмотря ни на что, оставаться спокойным, рассудительным, переносить любые жизненные невзгоды мужественно, стойко, быть снисходительным, сохранять доброе и почтительное отношение к окружающими - суть горской толерантности.
В этнопедагогике карачаевского народа семья - лицо настоящего мужчины, а женщина - образец терпения, нравственной чистоты, верности.

- Халимат Хаджи-Муратовна, все наслышаны о кавказском гостеприимстве. Эта черта, надо полагать, укоренилась в крови у горцев и впиталась с молоком матери… До сих пор кавказцы чтут старинный обычай гор, если подвергшийся нападению или преследуемый стал искать спасения в доме горца, даже если последний был личным врагом преследуемого, то хозяин дома будет защищать доверившегося ему врага и не даст в обиду…

- "Къонакъбашыкъ" (гостеприимство) - долг и честь горца. Этот обычай соблюдается всеми горцами Северного Кавказа. В течение столетий сложились четко разработанные правила приема гостей, нарушение которых осуждалось. Характеристику института гостеприимства дали в своих публикациях путешественники и ученые XIX- начала XX века: Г.Ю.Клапрот, В.Ф.Миллер, М.М.Ковалевский, В.Я.Тепцов и другие. А.С.Пушкин в поэме "Кавказский пленник" поэтически описал этот обычай. Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов, А.С.Грибоедов, в свое время посетившие Кавказ, высоко оценили гостеприимство горцев.
"Къонакъгъа, гырджынынг джокъ эсе да, суусаб бер" (потчуй гостя хоть водой, если хлеба нет), "Къонакъны къачан кетеригин сорма да, къачан келлигин сор" (не спрашивай гостя, когда уйдет, спрашивай, когда он следующий раз придет) - такие наставления в народной педагогике были известны не только главе семьи, но и всем его домочадцам.
Детей учили не только правилам приема гостя, но и поведению в гостях.

- Взаимоотношения детей с родителями - особая тема. Авторитет последних весьма высок у карачаевцев…

- "Атасына, анасына сый бериу" (почитание родителей) - священный долг в традиционной системе воспитания карачаевского народа. Культ матери-горянки ни с чем не соизмерим. Об этом свидетельствуют героико-эпические песни, предания, сказания, да и сама жизнь. В народном творчестве воспет образ матери, ее доброта и преданность детям. Культ матери является не только признанием ее воспитательной роли, главным условием действенности воспитательного процесса, но также свидетельством народного представления о том, что без любви и уважения к матери невозможно воспитать нравственно полноценного человека. Только мать понимает каждое движение души своего ребенка и отвечает ему поддержкой. Именно с зарождения любви к матери и начинается формирование ребенка как личности.
"Уллугъа сый бериу" (почитание старших) у горцев - закон, и нарушавший его не достоин уважения и подлежит народному осуждению. Везде, где бы ни появились старики, им уступят место, младший, здороваясь, встанет и спросит, чем он может быть полезен. Уважение или почитание старших у карачаевцев, основанное на принципе: "Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших", - одна из традиций народной морали, которая функционирует и сегодня.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет