Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.

В Теберде прошел форум "Ёзден адет"

10.11.2015 0 1988  Токова Ф.
В КЧР прошел нравственно-патриотический форум карачаево-балкарской молодежи «Ёзден адет», в работе которого приняли участие около 100 человек. Молодые люди с Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставрополя приехали в Теберду, чтобы познакомиться с экспертами, знатоками карачаево-балкарского языка, литературы и культуры, пообщаться со своими сверстниками из других субъектов СКФО. 



 Цель, которую мы ставили перед форумом  сохранение, развитие и популяризация традиций, обычаев народа, развитие и совершенствование родного языка, укрепление дружеских связей между активами филиалов Фонда  достигнута, – говорит Азрет Караев, директор Карачаевского филиала Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид». – Сегодня, когда все сильнее угроза утраты национальных духовных ценностей очень важно, чтобы карачаево-балкарская молодежь знала и уважала обычаи и традиции своего народа, говорила на родном языке. «Эльбрусоид» проводит много мероприятий, направленных на воспитание нового поколения, поколения духовно развитых, физически здоровых, образованных молодых людей, носителей традиционной национальной культуры, успешно интегрированных в современное общество, патриотов народа и страны, и данный форум это еще один шаг в деле развития и сохранения культурного наследия карачаево-балкарского народа. 


 
По словам организаторов, идея проведения форума возникла в офисе Карачаевского филиала Фонда, когда они начали изучать научно-популярное издание известного фольклориста Махти Джуртубаева - этический кодекс карачаево-балкарского (аланского) народа «Ёзден адет».

- Этический кодекс, передаваясь от поколения к поколению, изменялся и оттачивался, став нравственным законом, определявшим и регулировавшим народную жизнь – говорят организаторы. - Но, к сожалению, современная молодежь мало знакома с кодексом. Потому было решено организовать во всех филиалах Фонда месячный курс лекций, посвященных изданию М. Джуртубаева, который завершился внутри офисным этапом конкурса, в ходе которого были определены лучшие из лучших. Именно они и приехали в Теберду для участия в финале конкурса.  

За эти три дня, мероприятие проходило с 6 по 8 ноября, ребята узнали много нового и интересного. Форум получился очень насыщенным разнообразными конкурсами, играми, спортивными мероприятиями.

Почетный гость форума, Джамал Махтибеков, президент федерации республики Дагестан по стрельбе из лука, провел семинар на тему: «История возникновения стрелкового оружия на Кавказе» и мастер-класс по стрельбе из лука. 

Еще один очень интересный мастер-класс для ребят провел житель Теберды Умар Чомаев. Он показал, как нужно разделывать тушу барашка, на сколько частей (юлюшле) ее делить и кому какую часть принято раздавать. 



Свои интеллектуальные знания и смекалку ребята продемонстрировали в ходе игры «Что? Где? Когда?», а глубокие знания в религии показали участники исламской викторины. 





Особенно познавательным и интересным получился финал конкурса «Ёзден адет», посмотреть на который приехали активисты Эльбрусоида со всех уголков Карачаево-Черкесии. 

- Не каждый день можно увидеть столько молодых людей, знающих этический кодекс аланского народа, – делились своими впечатлениями зрители. - Любой карачаевец и балкарец просто обязан присутствовать на подобных мероприятиях, чтобы получить необходимые в этой области знания. 

Что говорит «Ёзден адет» о знаниях, горах и горцах, о наследственности, судьбе, о жизни и смерти, помыслах и целях, религии, счастье, запретном и дозволенном, о грехах, благодеяниях и покаянии, о посмертном наказании, истине и сновидениях? На все эти и многие другие вопросы участники конкурса давали ответы с комментариями. Принципы и нормы карачаево-балкарской этики, выраженные в форме двустиший и трехстиший, ребята знают наизусть. 

 - Обычаи и традиции, этика, воспитание во все времена соответствовала духу, образу жизни, истории  и культуре любого этноса, – сказал Таусолтан Узденов, председатель жюри конкурса «Ёзден адет», декан факультета экономики и управления КЧГУ им. У.Д. Алиева, директор Центра горской культуры Кавказа. – Все участники данного конкурса, 16 человек, показали высокий уровень знаний. Радует, что современная молодежь не забывает о своих корнях, изучает и хранит те духовные богатства, которые им передали предки.   



Кодекс стремится дать ответ на вопросы: почему и для чего следует быть нравственной личностью, что человек приобретает, следуя путем истины, добра и красоты, и что он теряет, сойдя с него. 

Каждый вечер участники форума проводили Алан той, с соблюдением всех правил карачаево-балкарского национального танца.  

Отдохнув в Теберде 3 дня, получив массу положительных эмоций и почерпнув ценные знания, участники решили завершить работу форума акцией #СтопХлам. Так, ребята организовали субботник на территории озера Кара-Кель (Теберда). 





- Это был, пожалуй, один из самых запомнившихся форумов в нашей жизни, – делились впечатлениями ребята на прощание. - За это время мы узнали много интересного и познавательного. И, конечно же, не собираемся останавливаться на достигнутом и будем и в дальнейшем уделять изучению карачаево-балкарской культуры, истории и языка много времени. Наши предки, наделенные совестью, верой и мужеством, оставили нам Ёзден адет как завещание. Если мы его не нарушим, не сойдем с пути человечности и добра, значит, каждый из нас достоин звания человека, а все мы вместе – звания народа!




(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет