"КНИГА ЗАГАДОК",
ИЛИ ВЕСЕЛАЯ ДОРОГА ПОЗНАНИЯ
Недавно издательством "Печатный двор" при содействии фонда "Энергия созидания" выпущена новая книга талантливого балкарского поэта Мурадина Ольмезова "Элберле китабы" ("Книга загадок").Красочное издание адресовано самым юным читателям - детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Известно, что загадка формирует у детей наблюдательность, учит их разносторонне осмысливать мир и образно его воспринимать. Она оттачивает и дисциплинирует ум, приучает ребенка к логике, самостоятельному мышлению, развивает память и речь.
Недаром известный итальянский писатель Д.Родари, придававший большое значение этому жанру в воспитании детей писал: "Почему дети так любят загадки? Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире - тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать."
"Книга загадок" М.Ольмезова прекрасно иллюстрирует это высказывание: в ней окружающая действительность представлена загадочной страной, полной таинственных предметов и явлений, призванных будоражить воображение детей, стимулировать их любознательность и познавательную деятельность. В закодированных текстах загадок перед маленьким читателем возникают ярко и динамично отображенные явления природы, их взаимообусловленность и закономерная последовательность (смена времен года, дня и ночи и т.п.), сведения о диких и домашних животных, их повадках и характерах, о растениях, предметах быта и т.д. Пестрый калейдоскоп мини-картинок , раскрывающий привычные связи и зависимости и представляющий мир в постоянном движении и изменении, учит ребенка наблюдать жизнь, сравнивать и синтезировать информацию, тренирует умственные способности, находчивость и скорость реакции. Загадки М.Ольмезова, богато представляющие реалии нашей сегодняшней действительности, расширяют границы представлений маленького человека об окружающем мире, демонстрируя его безграничность и многообразие, активизируют стремление ребенка глубже, иногда под совершенно новым ракурсом, понимать привычное и новое.
Мурадин Ольмезов создает художественные образы с ощутимой эмоциональной окраской. Живая, увлекательная интонация, юмор и теплый лирический тон повествования рождают интерес к героям стихов, превращая процесс накопления знаний в веселую и занимательную игру. Но стихи поэта не только стимулируют природную любознательность детей, они активно формируют личность маленького читателя, вносят в его сознание идеи добра и справедливости, так как моральная направленность - одна из главных черт творчества М.Ольмезова. В его стихах забавное органично сочетается с воспитательным, в них неакцентированно, но вполне внятно присутствует дидактическая мысль, которую обязательно почувствует ребенок:
Вверх лицом на полке лежа,
И на ежика похожа.
С аккуратными - дружна,
А неряхам - не нужна.
(Щ...тк...)
(Перевод Я.Акима)
Игровая форма стихов, их скрытая дидактика - испытанный прием поэта для воспитания в детях главных ценностных ориентиров, издавна составляющих специфику национального характера кавказцев: почитание старших, уважение к труду, честности, неприятие лени, безответственности, лживости.
Облекая представления о мире в художественную форму, М.Ольмезов в своих загадках заставляет детей увидеть неожиданную сторону предметов и явлений, учит понимать иносказательное поэтическое отображение реальности. Стихи поэта побуждают угадывать вторичные значения слов, узнавать по приметам вещи, не названные автором прямо. Такая интеллектуальная работа формирует у юного читателя образное видение действительности и одновременно развивает абстрактное мышление:
Таш юйюнден чыкъмайды
Ол, къонакъгъа барса да
Ол къачмайды, букъмайды,
Айыу келе турса да.
(Т...ш м...къ...)
Не покидает свой каменный дом
Она, приходя даже в гости
Она не убегает, не прячется
Даже при встрече с медведем.
(Ч…р…п…х…)
(Подстрочный перевод З. Дж.)
З. Джанхотова,
кандидат филологических наук