Расширенный поиск
28 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Кёбге таш атма.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!

В краю снежных вершин и горных рек

17.03.2014 0 22866  Койчуева З.К.
За 75 лет существования наш вуз не только успешно прошел период своего становления как университет, но и динамично развивался, постоянно наращивая свои качественные показатели. Открывшийся по инициативе ректора КЧГПИ Кипкеева К.-А.Р., при поддержке доктора педагогических наук, профессора Беды Г.В. на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического института в сентябре 1967 года, художественно-графический факультет внес весомый вклад в становление и развитие общего научно-творческого потенциала не только внутри вуза, но и всей республики в целом. Реорганизованное в 2013 году в Институт культуры и искусств учебное подразделение поддерживает постоянные плодотворные научные и творческие связи с работниками просвещения, культуры и искусства, участвует в научных семинарах, конференциях, художественных выставках. Сотрудники Института культуры и искусств, обобщая передовой опыт, используют его на занятиях, передают в средние общеобразовательные, специализированные художественные и музыкальные школы, училища, дошкольные учреждения, кружки и центры дополнительного детского творчества, принимают активное участие в культурной жизни Карачаево-Черкесии. Выставки творческих работ, концерты проводятся и освещаются не только в КЧР, но и в других регионах Северного Кавказа и России. Данные мероприятия находят большой зрительский интерес, создают чувство единения, соприкосновения с прекрасным, возвышают людей, делают их более ответственными за судьбы своего народа и Отечества в целом.

В преддверии 75-летнего юбилея Карачаево-Черкесского государственного университета состоялось открытие персональной выставки акварельных работ Тамбиева Бурхана Нюрчуковича «В краю снежных вершин и горных рек». На открытии выставки присутствовали ректоры и проректоры высших учебных заведений из соседних регионов и республик, известные руководители, деятели науки, культуры и искусства, представители педагогической интеллигенции, коллеги Бурхана Нюрчуковича и студенты. 

Слева направо: Узденов Амин Хаджи-Исхакович - Заслуженный художник КЧР, член Союза художников России; 
Хубиев Ахмат Ибрагимович – доцент, заведующий кафедрой методики преподавания художественно-графических дисциплин ИКИ КЧГУ; 
Темирбулатов Казбек Маджитович – Заслуженный художник КЧР, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России; 
Тамбиев Бурхан Нюрчукович – проф., доктор психологических наук, ректор КЧГУ; 
Магомедов Магомед Гасанханович – профессор, доктор социологических наук, начальник Управления по соц. вопросам ДГТУ, член Общественной палаты; 
Алиев Юсуф Магомедович – доцент, проректор по ОЗО КЧГУ, почетный работник ВПО; 
Огузов Виталий Биталевич – доцент, директор Института культуры и искусств КЧГУ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук. 

С приветственным словом к собравшимся обратился куратор выставки директор Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ Огузов Виталий Биталевич, который поздравил всех и поблагодарил Бурхана Нюрчуковича за возможность ознакомиться с экспозицией графических листов, воспевающих красоту и величие природы Северного Кавказа. Виталий Биталевич выразил уверенность, что данная выставка будет интересна как художникам, специалистам в области преподавания изобразительного искусства, студентам художественно-графического факультета, так и широкому кругу людей, проявляющих интерес к искусству акварельной живописи, истории ее развития, великолепным изобразительным возможностям. 

Затем ко всем собравшимся обратился заведующий кафедрой рисунка Института культуры и искусств, доцент, член союза художников КЧР Бостанов Магомед Сосуранович: 

– Я хочу поздравить нас, коллеги, с тем, что мы являемся свидетелями открытия этой замечательной выставки, поздравить Бурхана Нюрчуковича с тем, что он, будучи руководителем вуза, нашел время и как художник, и как педагог, создал эти талантливые акварельные пейзажи, пронизанные духовностью, трепетным отношением и любовью к нашей малой Родине. 

 
На снимке: доц. Огузов Виталий Биталевич; доц. Батчаева Зумат Сулеймановна; 
доц. Дерева Райа Мажитовна; доц. Бостанов Магомед Сосуранович; ст. преп. Тамаев Ярослав Адамович. 

После официальной части программы была проведена экскурсия по выставке, служащей наглядным примером того, что руководство и преподавание не являются препятствием для творческой деятельности. 

Б.Н. Тамбиев, в прошлом выпускник художественно-графического факультета этого вуза, а ныне его ректор, открытием персональной выставки продемонстрировал, что по своему призванию является не только умелым, грамотным руководителем, но и талантливым, активно пишущим художником. Его высокий профессионализм и организаторские способности направлены на поиск новых путей развития вуза, укрепление позиций в образовательном пространстве России. При этом Бурхан Нюрчукович является замечательным человеком, обладающим душевной щедростью, стремлением поделиться своим уникальным даром, большим творческим опытом и профессиональным мастерством с коллегами, учениками, зрителями. Как подлинный акварелист, в самом широком смысле этого определения, он пронес верность однажды выбранной технике письма через всю свою насыщенную событиями и впечатлениями творческую жизнь. При существующем богатстве и разнообразии видов и техник изобразительного искусства его предпочтение отдано академическому акварельному пейзажу. 

Долгое время письмо акварельными красками считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Но, благодаря легкости, доступности и красочности, акварель получила широкое распространение и применение, легла в основу многих монументальных живописных шедевров. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX в. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования, не прощающая ошибок, не терпящая правок и направленная на точность исполнения. От стихийности и непредсказуемости воды, соединенной с красками, и от умения мастера управлять влажностью живописного пространства происходят все возможные варианты понимания акварели и способы владения ею. 

 

Акварелист, начиная работу над своим произведением, должен точно знать, как оно будет выглядеть к концу работы. Это своего рода работа со слоями, чтобы путем сложения, наслоения «лепить» изображение. Первый слой – тот, который накладывается на абсолютно белую поверхность бумаги – самый главный, самый сильный. Он задает картине ее будущее звучание. От того, насколько уверен мастер в своих движениях, зависит правильное распределение цвето-тоновых отношений. Самые светлые места прописываются один раз, сквозь них обязательно должна просматриваться текстура, цвет и качество бумаги. Второй слой распределяет акценты, третий – обобщающий. Бумага должна доставлять акварелисту эстетическое удовольствие, привлекать своим видом, фактурностью, поддерживать интерес, при котором любое касание кисти будет давать красивое пятно (по сырому), или интригующую графику (по сухому). 

Акварель никогда не существовала в изоляции от других видов живописи и графики. В истории российского изобразительного искусства акварелью работали замечательные художники: Ф.Я. Алексеев, А.А. Иванов, В.И. Суриков, И.И. Левитан, И.И. Шишкин и многие другие, достигая чрезвычайной тонкости цветовых отношений, создавая замечательные пейзажи, портреты, жанровые зарисовки, свидетельствующие о понимании богатых возможностей акварели в передаче различных состояний природы. Продолжая реалистические традиции мастеров изобразительного искусства, Б.Н. Тамбиев создает произведения, воспитывающие у зрителя любовь к малой Родине, к ее целительной природе с безграничными скалистыми хребтами, ущельями, лесами и высокогорными лугами, с бурными реками и удивительной красоты озерами. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте родной природы и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в искусстве? Бурхан Нюрчукович, выбрав материал по душе, создав свою собственную, неподражаемую технику письма, отнюдь не увлекается модными течениями. Определив свой почерк ведения кисти по бумаге в бесконечном разнообразии характера мазков, которые даже при всей сдержанности колористической гаммы создают ощущение богатства живописной фактуры, плодотворно и целеустремленно трудится, изучает возможности акварели в передаче глубины пространства, воздуха и света. Его работы, выполненные на излюбленном акварелистами торшоне, подчеркнуто реалистически и этнографически точны. Эта самая фотографическая точность, конечно, обусловлена стремлением автора передать увиденное, необыкновенное и скрытое от обывательского взгляда трепетное состояние внезапно открывшегося момента, озарения, прочувствованности. 

 

Несомненно, первые профессиональные работы Бурхана Нюрчуковича нельзя считать имеющими с художественной культурой Карачаево-Черкесии чисто внешнюю, сюжетную связь. Они созданы на кавказской почве не только в прямом, но и в переносном смысле. Колористическое состояние свежести и открытости, непосредственно связанной с искренностью и чистотой восприятия гармоничного сочетания яркого солнца, овеваемого ветрами высокогорья, синего неба, заснеженных вершин, природного изобилия. В природе ищущий, внимательный художник встречается не только с разнообразием цветовых объединений, но и с богатством пластических форм, различным рельефом местности: равнинами, холмами, горами, полями и лесными массивами, растительностью, архитектурными ансамблями или простыми, обжитыми и близкими сердцу сельскими улицами. Все это изобилие дает лирическому живописцу неисчерпаемый материал для творческих поисков, находящих отражение в таких акварельных листах, как «Сельское подворье», «Отголоски старины», «Шоанинский храм», «Сентинский храм», «Дыхание весны». 

«Сельское подворье» 

Воздушность и акварельность в передаче пространства, влажности воздуха, рассеянного утреннего света в графическом листе «Парящий в облаках» при всей скромности мотива обладают притягательной силой тонового и цветового единства. Высоко в горах, окруженный склонами, поросшими густой растительностью, стоит величественный храм, возведенный в X в. византийскими монахами. 

Жизнь в произведениях Б.Н. Тамбиева реальна до малейшей клеточки формата, нет непрописанных, просто отмеченных кистью участков. Художник необыкновенно повествователен. Он насыщает свои произведения массой деталей: подробно и панорамно прописывает среду, предельно точно и безукоризненно материально передает этническую атмосферу знакомых с детства мотивов. В пейзажах «Дворик», «Старинный Учкулан», «Устала» художник выражает не только свое личное настроение, но и создает картины большого художественного обобщения, отображающие социальное мировоззрение, его взгляды и отношение к действительности. Замеченная тенденция к текстурности и материальности в акварелях «Бурный нрав», «Каменная крепость», «Пробуждение», «Осеннее настроение», «Медовая осень», «Тени отступают» не утрачивает глубинности, а, наоборот, является характерным стремлением автора быть точным во всем, даже в прозаическом, казалось бы, на первый взгляд, мотиве. 

В графическом листе «Тени отступают», по мнению друга и соратника, члена Союза художников России Кипкеева Мустафы Биляловича, техника передачи соответствует тому состоянию, когда краски начинают переходить из цветности в материальность, проявляя высочайшее мастерство художника. Зритель перестает замечать цвет и манеру письма, а видит зеленые, покрытые мхом холмы, слышит тишину, чувствует свежесть воздуха и запах трав. Картины, именно картины, а не графические листы «Одиночество», «Морщины земли», «Теплый день», «Мелодии осени» академически тщательно прописаны и проработаны красками, владеющими большой цветностью, не утратив при этом акварельной легкости, цельности состояния, глубины психологического воздействия. Картины написаны материально, сохраняя подчеркнутое единство колорита и тона, которым подчинены все цветовые градации с эффектными размывками и детальными прорисовками.

 «Тени отступают» 

Преподаватель кафедры живописи Алиева Рабигат Султановна, принимавшая активное участие в организации экспозиции, особое внимание уделяет акварельному листу «Одиночество». «Несмотря на простой сюжет – одиноко стоящее дерево – картина притягивает установленными контрастами и вызывает очень сильное эмоциональное состояние». Основное и выразительное содержание в композиционном подходе этого произведения имеет цвет, сам по себе в силу психологических факторов воздействия и восприятия, являющийся носителем идеи полного отчуждения и одиночества. Охристый колорит всего окружения, необычайно кропотливая прописка переднего плана, характерное разнообразие мазка, «выбирающего» красочный слой, интересные акварельные решения и словно совершенно «провалившийся», оборвавшийся в пропасть задний план, аллегорически подчеркивают идейную трактовку образа полной пустоты и одиночества. 

«Одиночество»

Постоянно выезжая на высокогорные пленэры с друзьями и соратниками по работе, художники забираются на лошадях так далеко и высоко, что дальше, как говорится, только небо. И эта потребность в общении с природой родного края своими глубокими корнями уходит в далекое детство и связана с замечательной лирической привязанностью автора к малой Родине, к прекрасным воспоминаниям о детстве, умиротворении, бесхитростном крестьянском быте, когда природа и кормила, и лечила, и вдохновляла. Бескрайние просторы родного высокогорья наполняют его обновленной жизненной энергией. Свежий ветер, грозная стихия, буйство красок, загадочные ущелья, бурные потоки воодушевляют распахнутую навстречу необузданной красоте душу Бурхана Нюрчуковича, питают и поддерживают его эмоциональными и энергетическими силами. 

По мнению Алиева Юсуфа Магомедовича – мастера акварельной живописи, безукоризненная элегантность и особое изящество стиля наблюдается в чистых по звучанию прозрачных акварелях «А по камушкам вода бежит», «Бурный нрав», «Уллу-кёль». Многослойный цветистый пласт остался тонким и прозрачным, пропуская через себя отображенный свет. Путем тонких лессировочных градаций художнику удалось создать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов, мастерски используя свойства акварели, передать глубину и подчеркнуть преломление во влажной среде солнечного света и воздушной перспективы, сохранить яркие световые акценты, блики, брызги. 

 «А по камушкам вода бежит» 

Выставленные акварели настолько гармоничны, что не нуждаются даже в названиях. В едином монолитном и панорамном контексте экспозиция смотрится как этнографическое и географическое описание региональных красот и природных достопримечательностей. Работы оставляют впечатление о наблюдении окружающего мира с высоты чуть ли не птичьего полета, как бы с позиции альпиниста, покорившего главную, самую высокую вершину в своей жизни. Автор испытывает явную гордость за прекрасные виды, которые ему удалось запечатлеть и продемонстрировать в своих произведениях. Любование пейзажиста-лирика, великолепно владеющего техникой акварельного письма, оправдано и потенциально закономерно. Мастеру удалось передать зрителю состояние физического присутствия в высокогорной среде, сопричастности творческому процессу природы, создавшей свои шедевры, эйфории от проникновения в тайну их происхождения. 

Безупречное владение художника цветом в полной мере проявляется в замечательных пейзажах «Зимой в Домбае», «Величие гор», прописанных в холодных пронзительно-синих, ультрамариновых тонах, оставляющих прохладное, разряженное пространство между зрителем и произведениями. Резко очерченные вершины усиливают акцентированную близость подачи рельефных склонов, создавая оптическую иллюзию пространства, развернутого и смотрящего на зрителя. Как если бы не мы любовались пейзажем, а он взирал на нас, застывший в безмолвии только что выпавшего на склонах снега, без звука, без движения, буквально в каком-то космическом, астральном вакууме. Передать такое состояние очень сложно. Многие художники стремятся воспроизвести эту разряженную и пронзительную чистоту звучания высокогорных красот, когда цвет определенно ярок, насыщен, контрастен и в то же время очень сильно интонирует со средой. Не запутаться, разобраться и не «запачкать» чистоты этого симфонического звучания удается далеко не каждому художнику. Только обладая настоящим видением, знаниями, безусловно, талантом и мудростью мастера, удается передать это состояние свежести и чистоты высокогорья. 

 «Зимой в Домбае» 

В «дышащем» и быстром по выполнению акварельном листе, производящем абсолютное впечатление «картины маслом» – «Янтарные стволы» – белоснежный передний план, изначально не предполагавший многократных прописок, подан этюдно, с тонким чувством валёра тональных вибраций света, подчеркивающих переменчивое состояния природы и легкой романтической грусти. Проявляя тенденцию к наброску с натуры, Б.Н. Тамбиев все же исполняет его академически, демонстрируя крепкий фундамент акварельного мастерства. Созданная автором композиция связывает основные планы ведущей к центру дорогой, уравновешивается изображением вертикалей деревьев и приглашает зрителя войти в реально существующий пейзаж. Художник работает широкими смелыми мазками, при этом многочисленными тонкими оттенками белого, желтого и коричневого, сочетающимися с мерцающими акцентами серого, голубого и зеленого, подчеркивает детали, которые по его замыслу способствуют созданию лирико-этнографического образа. Так на холсте рождается узнаваемое зимнее Махарское ущелье с прорубленной в непроходимом лесу дорогой на родник. Часто встречающийся в произведениях мотив дороги, тропинки или реки олицетворяет путь человека-художника, пытающегося вызвать на особую откровенность, на поиск своего предназначения. 

Прекрасный пейзажист, работающий в технике масляной живописи, Заслуженный художник КЧР, заведующий кафедрой живописи Эркенов Владимир Ибрагимович отмечает, что Бурханом Нюрчуковичем созданы замечательные произведения, покоряющие легкостью, общей тональной целостностью и цветовой гармонией. Так «просто играючи», многопланово, сохранив свежесть и сочность цветовых звучаний, с передачей среды, простора, имеющих доминирующее значение, выполнен акварельный лист «Мелодии осени». История искусства знает примеры, когда произведение художника оставляло яркий след в сознании своих современников, определяло пути и направления дальнейшего развития искусства пейзажа. Таким произведением, по нашему мнению, в нынешней экспозиции явилась картина «Позади перевал Клухори». Яркая, эмоциональная, свежая, она воспевает красоту природы родного края, ее грандиозную и, вместе с тем, лирическую хрупкость. Прописанная яркими, звучащими красками, передающими ощущение ранней, необузданной весенней свежести, молодой зелени, эта картина волнует и покоряет зрителя своей поэтичностью, искренностью и торжественностью. 

Раздольная, глубокая, насыщенная воздушными и световыми коллизиями техника письма позволила художнику создать целую серию работ, которые можно определить как «зеленые пейзажи»: «Дорога в облака», «Окрестности Джылы-суу», «Кёкле-Баши», «Каменная крепость», «Гоначхир», «Холодное лето». Они прописаны акварельными красками, имеющими большую цветовую насыщенность. Пространство звучит, тревожно и напряженно вибрирует, живет в этих произведениях самостоятельной жизнью, но не отстраненно, а гармонически перетекая вслед за направлениями взмаха кисти художника то вверх, то вниз по ущелью, вихрем закручиваясь на склонах, плавно и мягко обтекая равнины, холмы и зыбкой поволокой касаясь водной глади. В технике ведения письма Бурхана Нюрчуковича, несмотря на явное мажорное состояние, нет разобщенности, порывистости, отвлечения на отдельные цветовые нюансы. Акварельные произведения «держатся» в общем гармоническом сочетании, «перекликаясь» друг с другом во временном и пространственном звучании. 

  «Окрестности Джылы-суу»

Контрастные, несколько выходящие за рамки излюбленной палитры художника акварельные листы «Сиреневые дали», «Сумерки в горах», «Первые лучи», «Бабье лето на Бийчесыне», «Кубанское ущелье» написаны по-рериховски темперно и напряженно. В отличие от механического смешивания, в этих работах преобладает изменение цвета путем наложения неожиданно насыщенных ярких по силе тонов, базирующихся на законе оптического составления цветов. Глубина и их общая сила достигаются путем последовательного перекрытия слоев, по преимуществу, корпусными мазками в строгом согласовании с формой и рисунком. 

Увлеченный мотивом, автор исполнил акварельные листы «Царство камней, снега и льда», «Вечность в камне». В них бумага, отвечая своему графическому назначению, буквально исчерчена геометрическим рисунком, напоминающим иссушающее безмолвие пустыни, где, кроме камней, ничего нет. Заострив внимание на огромных валунах, художник тщательным образом исследует их пластические свойства, используя при этом разнообразные выразительные средства. Буквально составляет форму цветом, работая над частным, видит общее, представляет себе задачу и конечную цель. 

«Вечность в камне» 

Экспозиция графических листов, выставленная в стенах родного университета – это своего рода «мастер-класс», данный художником-педагогом для студентов, обучающихся на художественно-графическом факультете и получающих навыки владения акварельной живописью. Для них очень важно увидеть достижения современных художников, соотечественников в этом виде изобразительного искусства, получить навыки владения техникой лессировки, воспитывающей выдержку, предусмотрительность и расчет. В целях образования нового по оттенку цвета, по закону оптического составления, используются не только механические смеси, но и способ наложения цвета на цвет. Метод лессировки позволяет глубже постигать особенность и своеобразную красоту многослойной живописи, обязывает знать палитру красок, поскольку при нем абсолютно необходимо соблюдать последовательность перекрытия прозрачных красок непрозрачными. Техника лессировки наиболее подходит в продолжительных по выполнению работах: из недвижимой натуры, например, в натюрморте, а также в работе при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, уместна и в прикладной графике при решении орнаментальных задач. 

Наглядный пример графических листов опытного мастера учит органически связывать цвета с формой, использовать свойства оптического механического смешения, формирует у зрителей эстетическое отношение к красоте и хрупкости окружающего мира. Демонстрирует беззаветную преданность и восхищение художника целительной природой родного края, своей малой Родины. Обладая неудержимой энергией, Бурхан Нюрчукович создал вокруг себя творческую атмосферу, основанную на эстетических и нравственных принципах. Следуя традициям реалистического изобразительного искусства, он привнес в современную региональную живопись собственное понимание времени и пространства, свою личную интонацию в восприятие и трактовку лирического высокогорного пейзажа. Хотя сам автор и не проявляет явного стремления к увеличению формата своего творчества, в нем заложен талант именно монументального акварелиста-пейзажиста, основанный на панорамном восприятии и передачи ландшафтного видения. Несомненно, став значительным событием в творческой жизни университета и республики в целом, персональная выставка 
Б.Н. Тамбиева, плодотворно работающего в направлении, о котором можно говорить, как о сложившемся виде национального акварельного высокогорного карачаевского пейзажа, придаст дополнительный импульс развитию творческого потенциала как его коллегам – художникам-педагогам, так и студентам художественно-графического факультета. 

Стремление человечества к изображению окружающего мира наблюдается с глубокой древности. Тысячелетиями накапливало оно опыт в начертании линий и узоров, в изображении силуэтов птиц и животных. Умение рисовать наши предки стали использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов, использовавшихся в быту. Изобразительные традиции связывают людей, живущих в современном мире с историческими и этническими изобразительными традициями прошлого. Если же этого не происходит, то возникают беспочвенные, больше не соотнесенные с прошлым создания, беспомощно поддающиеся любым внушениям, то есть практически «подверженные психическим эпидемиям». Художественное же сознание региона никогда не было беспочвенным. В решении образно-духовных и пластических проблем изобразительное искусство Карачаево-Черкесии опирается на жизненно значимые образцы настоящего и прошлого. Его традиционализму свойственны определенность и устойчивость ориентаций. Региональной живописи чужды крайности, она была и остается полем преобразований и традиций. Ясно, что без творчества и традиций не будет и нового, так и в истории республиканской «строительной» живописи это устремление выступает как постоянно обновляющаяся традиционная задача. 



P.S. Несмотря на занятость юбилейными мероприятиями, Бурхан Нюрчукович дал нам интервью. 

З.К. - Бурхан Нюрчукович, когда Вы определились как пейзажист? Кто, может быть, повлиял на Ваш выбор? 

Б.Н. - Я придерживаюсь традиционного реалистического искусства и ни в коем случае не отрицаю другие виды, имеющие право на существование и свою определенную аудиторию. Дело в том, что когда я обучался на художественно-графическом факультете, преподавание велось с опорой на классическое искусство, являющееся основой всего изобразительного искусства вообще. От нас требовали обязательного выполнения академических учебных заданий, в том числе и пленэрных работ. Тогда трудно было найти полный набор масляных красок, они требовали определенных условий для письма. Приходилось в этюдных зарисовках, помимо работы маслом, прибегать к более простым в использовании акварельным краскам. Я увлекся, был старательным, дисциплинированным студентом, с удовольствием начал писать пейзажи, портреты, натюрморты и маслом, и акварелью. Преподаватель Безгодова Тамара Георгиевна обратила внимание на мои пленэрные этюды и настоятельно рекомендовала заняться акварельным письмом с еще большим усердием. Мне нравилось писать акварелью узкие улочки, деревянные дома, эпизоды сельского быта. Эти мотивы были мне близки и понятны. В результате, я определился с темой своей дипломной работы, состоявшей из серии графических листов, посвященных родному аулу Учкулан. Так определилось и мое призвание пейзажиста и акварелиста. 

З.К. - В своем творчестве Вы могли бы обойтись без акварели? 

Б.Н. – Однозначного ответа я не могу дать. В момент вдохновения я могу использовать любой материал, способный оставлять след на бумаге. Но акварель с ее особенностями, переливами, подтеками, неуловимой игрой воды и бумаги, некоей неуправляемостью, своеволием, можно сказать, будоражит, воодушевляет. Акварель выбрала меня, а не я ее. 

З.К. - А есть у Вас свои любимые работы? 

Б.Н. - Я по-разному воспринимаю свое творчество. Может, преувеличиваю, но мне кажется, что в любое время года я не просто вижу, но и ощущаю состояние природы, сухость и сырость земли, ее мрачность или освещенность, текстурность: остроту скалистых поверхностей, обтекаемость холмов. Для меня это очень близкие состояния. Красота неописуема и неповторима, и только «искусство может остановить мгновение». Если получается найти возможность графическим материалом передать близкие, но едва различимые нюансы пластичности перехода из одного состояния в другое, я доволен. Конечно, в некоторых своих работах замечаю недостатки, но иногда они оправданы именно неуловимыми качествами акварели, определенным стремлением добиться природной фактурности. Акварельная живопись по своей природе должна быть сочной, прозрачной, свежей и т.д. И с этой точки зрения я считаю, что на моих акварельных листах в качестве недостатка присутствует некоторая сухость и жесткость. Любое занятие живописью – это опыт, независимо от того, получилась работа или нет. И только постоянная шлифовка приобретенных навыков, изучение всевозможных художественных материалов и приемов ведения кисти позволяет художнику расти профессионально. 

З.К. - Бурхан Нюрчукович, Вы отражаете окружающий мир или создаете свой собственный? 

Б.Н. - Желая или не желая, художник сохраняет приверженность, последовательность в отражении собственного видения мира, его измерения. Я пишу для себя и через себя, являясь фильтром, пропуская то, что считаю главным, передаю то, что волнует меня. В любом случае я никогда не пишу с целью достижения успеха или демонстрации своих способностей. Окружение – близкие, друзья, коллеги – уговорили меня, организовали эту выставку. 

З.К. – Вы ищете вдохновения, или оно приходит к Вам само? 

Б.Н. – Руководящая должность, многочисленные заботы оставляют мало времени для творчества. Но желание развиваться, творить с полной отдачей никогда не покидало меня. В свободные минуты, в отпуске, чтобы не утратить навыки, писал, следуя своему видению, выражая свои чувства к избранной теме. На сегодняшний момент – это то, что я могу, умею. Чтобы преодолеть недостатки надо еще много трудиться, прилагать усилия, по-новому открывать для себя акварель. Ну, а поскольку в каждой работе отражается настроение, эмоциональное состояние, личное отношение к сюжету, то, помимо правил живописи, эмоциональное состояние играет не последнюю роль. 

З.К. - Творчество какого современного художника оказало на вас наибольшее впечатление? 

Б.Н. – Художественное произведение должно каждого человека обогащать, облагораживать, радовать, восхищать – в этом предназначение творчества. На мой взгляд, люди, занимающиеся художественным творчеством, должны посещать выставки, общаться с искусствоведами, получать большой объем информации о событиях в сфере культуры и изобразительного искусства. Так, например, видя произведения таких мастеров, как Сергей Николаевич Андрияк, выставка которого проходит сейчас в городе Черкесске, понимаешь, что она является примером для воодушевления, развития, стремления всеми силами и способностями к достижению высоких результатов. Радует и его преподавательская деятельность, преданность культурным традициям и духовным принципам изобразительного искусства. 

З.К. - Ваше искусство подчеркивает национальную самобытность, народную культуру, изобразительные традиции карачаевцев и балкарцев, при этом современно и понятно большинству людей с богатой внутренней культурой. Значит ли это, что Вы осознанно стремитесь к проявлению этнического и патриотического начала в своем творчестве? 

Б.Н. – У карачаевцев и балкарцев очень давние традиции декоративного прикладного искусства, но я бы не стал говорить об изобразительных традициях, как о давно сложившемся и определившемся пласте социального и культурного наследия, так как они, в силу ряда обстоятельств, только зарождаются. И мы, посредством Российских и мировых достижений в области изобразительного искусства, передаем атмосферу быта, среду обитания, образа жизни своего народа. И я, конечно же, очень люблю нашу малую Родину – среду, где мы живем и формируемся, как личности. У карачаевцев есть такая пословица: «Хансына кёре – джыланы», если переводить образно: «Природа – человек», и мы не можем уйти от действительности. Мы – продукт природы, наша жизнедеятельность напрямую связана с ее состоянием. Поэтому мы обязаны жить, не причиняя вред, ущерб окружающей среде, бережно, рационально относиться к прекрасному миру, оставленному нам предками. Забота о будущем детей, последующих поколениях, чистоте и нравственности на Кавказе – основная концепция моего творчества как педагога. А как художника – чтобы зритель получал радость и положительные эмоции. Отражение красоты родной природы через призму романтических акварельных красок – преобладающая тема моего творчества. 

З.К. - Желаем Вам долголетия, дальнейших творческих успехов и, как обладателю природного дара, не утратить стремления делиться своим жизненным и профессиональным опытом со зрителями. 

Зульфа Койчуева, 
доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна 
Института культуры и искусств КЧГУ им. У.Д. Алиева. 






(Голосов: 90, Рейтинг: 4.84)

  • Нравится

Комментариев нет