Расширенный поиск
28 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.

КАРАЕВА АСИЯТ ИСМАИЛОВНА

07.07.2017 0 4420  Накохов М.
«Постоянно через всю гражданскую жизнь каждого человека тянутся исторические комбинации, в которых обязан гражданин отказываться от известной доли своих стремлений ради того, чтобы содействовать осуществлению других своих стремлений, более высоких и более важных для общества».

Эти замечательные слова русского писателя-демократа Николая Чернышевского невольно приходят на память, когда вспоминаешь нашу выдающуюся землячку, замечательного ученого России, кандидата филологических наук, члена Союза писателей России, заслуженного деятеля науки Карачаево-Черкесии Асият Исмаиловну Караеву.

Без всякой натяжки справедливо и вполне оправдано еще при жизни Асият Исмаиловну называли основоположником карачаевского литературоведения. Таковой эта замечательная женщина и безгранично талантливый ученый осталась навсегда в истории науки и культуры нашей многонациональной республики. Однако, несмотря на столь высокое признание, она была невероятно скромна и считала себя человеком совсем непубличным. А между тем, все без исключения литературоведческие труды Асият Исмаиловны, едва выйдя из печати, сразу же получали статус фундаментально-методологических.

Мне посчастливилось всего лишь один раз встретиться с Асият Исмаиловной, и беседовать с ней в непринужденной обстановке на протяжении почти пяти часов. Тот незабываемый вечер 13 марта 2003 года остался в моей памяти как вечер встречи с мудростью, о чем свидетельствует теплая дарственная надпись, сделанная ею рукой на первом титульном листке известной монографии Асият Исмаиловны, ставшей уже давно библиографической редкостью - «Очерк истории карачаевской литературы».

Говорят, судьбу человека определяет не только характер, но и не в меньшей степени окружение, условия, в которых он формируется.


Асият Караева КЧ НИИ

В этом смысле Асият Исмаиловне повезло. Она родилась и выросла в одной из просвещенных и прогрессивных семей Карачая 20-30 годов прошлого века. Её отец, Исмаил Хусинович Байкулов, был одним из первых коммунистов и руководящих работников Карачаевской автономной области. Это был не только грамотный, образованный, но и глубоко порядочный человек, серьезным образом повлиявший на складывающееся мировоззрение дочери. К сожалению, Исмаилу Хусиновичу не суждено было увидеть её восхождение на литературный Олимп и ощутить всем своим сердцем гордость за свою дочь – одного из выдающихся ученых Карачаево-Черкесии.

В 1937 году Исмаил Хусинович, как и десятки представителей интеллигенции того времени, был незаконно репрессирован. И только спустя 19 лет честное имя Исмаила Байкулова было возвращено семье и народу...

Выросшая в атмосфере всеобщего почитания книг, произведений русской и мировой классики Асият Исмаиловна не могла не ощутить уже тогда особо трепетного отношения ко всему, что создает на земле и среди людей добро и красоту.

Закончив в 1940 году с золотой медалью Микоян-Шахарскую среднюю школу, она с первого, что называется, захода, поступает на историко-филологический факультет Московского института философии, литературы и истории – одного из самых престижных вузов Советского Союза того времени. Это было очень интересное время. В знаменитом МИФЛИ училась целая плеяда будущих выдающихся ученых, писателей, поэтов, деятелей культуры. Сегодня трудно представить, сколько смелости, находчивости, наконец, мужества, потребовалось молодой девушке из далекого Карачая на столь дерзновенный шаг – не имея поддержки, не рассчитывая ни на кого, уехать получать знания в неведомую Москву, где её никто не ждал. Стоит напомнить, что уже с середины 30-х годов XX века в центральные вузы страны из республик Северного Кавказа ехали учиться не только горцы, но и горянки. Они активно, наравне с мужчинами, осваивали многие специальности, нехватка которых остро ощущалась повсеместно.

Разумеется, столица поразила её сразу. Особенно библиотеки, наполненные увесистыми томами различной литературы, студенческие аудитории, где живо обсуждались события культурной и общественной жизни, встречи с интересными людьми, многие из которых стали впоследствии легендарными личностями. Асият Исмаиловне повезло: она слушала лекции крупнейших ученых-гуманитариев, чьи труды поражали широтой и содержательной глубиной поднимаемых тем, умением с несколько иных позиций рассматривать проблемы эстетики и историзма в искусстве вообще и в литературе в частности. Правда, тогда она и предположить не могла, что пройдет не так много времени, и судьба отведет ей очень сложную и весьма ответственную роль, связанную с формированием основ национального литературоведения, его дальнейшего поступательного развития в контексте нарождавшейся общесоюзной классической науки о литературе.


Асият Караева - аспирантка ИМЛИ РАН, г. Москва

Она едва успела войти в ритм бурной, не останавливающейся ни на минуту студенческой московской жизни, свыкнуться с особенностями большого столичного города, обзавестись друзьями, как началась Великая Отечественная война.

Асият Исмаиловна возвращается домой. И продолжает учебу в Карачаевском учительском институте. Но маховик жестокой войны набирал обороты. Фашистские полчища приближались к Кавказу. В жизни молодой горянки, страстно желавшей получить знания и быть полезной своему народу, наступал самый тяжелый, трагический в полном смысле этого слова черный, без просвета, период. Перед самой оккупацией области институт был закрыт. А вскоре вместе со всем карачаевским народом семья Байкуловых была депортирована в безжизненные районы Средней Азии и Казахстана.

До конца дней своих Асият Исмаиловна с болью в сердце хранила в памяти долгий путь в переполненных, продуваемых безжалостным колючим ветром вагонах длинного состава в туманную неизвестность. Никто не знал тогда, как долго будет длиться этот кошмар, сколько соплеменников, в основном детей и стариков, останется лежать на железнодорожных насыпях по пути следования незаконно репрессированного народа.


Асият Караева во время поездки на конгресс в США (в доме у Хамида Боташа)


Асият Караева и Харун Богатырев

Феноменальная память Асият Исмаиловны хранила многие детали, имена, факты того страшного в судьбе карачаевского народа периода. Сколько об этом написано, но еще не скоро будет поставлена последняя точка в печальной повести о мужестве карачаевского и других депортированных народов, сумевших в нечеловеческих условиях выжить и выстоять. Выстоять, чтобы вновь зажечь на родине предков огонь в очагах, возродить культуру, литературу, создать все предпосылки для мощного развития в сообществе других рядом живущих народов.

Невероятно, но факт: несмотря на строжайший запрет, поскольку она была из числа спецпереселенцев, Асият Исмаиловне чудом удается поступить и в 1946 году окончить факультет русского языка и литературы Киргизского пединститута. Причем, также с отличием. Затем 9 лет работает в школе и одновременно ведет курс советской литературы в Киргизском заочном педагогическом институте. И постоянно живет с надеждой и верой в освобождение из-под оков жесточайшего режима и долгожданного возвращения домой. Там, на далекой чужбине, где солнце грело не так, как на родине, где почти не слышны были смех, а понятие радость было весьма эфемерным, она обретает семью, а потом и счастье материнства.


Асият Караева с коллегами. Пединститут г. Фрунзе


Асият Караева, преподаватель фрунзенской школы со своими ученицами, 
в нижнем ряду посередине

1957 год Асият Исмаиловна считала самым счастливым и знаменательным в своей жизни. Вместе с мужем, детьми, родными и близкими она вернулась на родину – к очагам предков, к подножию мудрых седовласых вершин, к истокам рек и родников, питавших многие поколения карачаевцев.

В этом же году Караева приходит на работу в стены образованного тогда Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Читает лекции в Карачаево-Черкесском педагогическом институте (ныне Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева). Молодой области крайне необходимы были высококвалифицированные кадры в различных сферах жизни. Асият Исмаиловна активно включается в процесс восстановления родного края, пробуя свои силы в осмыслении путей становления родной литературы, роли и места в ней наиболее крупных мастеров пера карачаевской литературы довоенного периода. 


Асият Караева на конференции во Владикавказе

В аспирантуру Института мировой литературы имени М. Горького Академии наук СССР Асият Исмаиловна в 1958 году поступила уже будучи матерью двоих детей, за плечами которой была войны, годы депортации и… ни одной научной публикации. По большому счету до этого она никогда не помышляла о научной карьере.

Первым всегда нелегко. Для этого тоже надо родиться, чтобы вопреки всему медленно и упорно идти по нелегкому пути, открывая новое и еще неизведанное. Разрываться между оставшейся на родине семьей и строгой, не терпящей поблажек и скидок наукой, может поистине только подвижник. Именно такой и была Асият Исмаиловна. В научных залах библиотек Москвы она работала до изнеможения, забывая о сне и отдыхе, прекрасно понимая уже тогда свою особую первопроходческую миссию в родном литературоведении. И уже в 1961 году в Карачаево-Черкесском книжном издательстве выходит её первая серьезная научная работа  «О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа». Кстати, как и многие другие работы Караевой, эта небольшая по объему книга уже давно отнесена к раритетам. А еще через два года, в 1963 году, в Черкесске увидела свет еще одна работа Асият Исмаиловны  «Становление карачаевской литературы», в которой рассматривались вопросы формирования литературных жанров и творчество отдельных писателей, оказавших наиболее существенное влияние на становление национальной литературы.



Свою кандидатскую диссертацию, которую Асият Исмаиловна успешно защитила на заседании диссертационного совета Института мировой литературы имени Горького, она посвятила истории карачаевской советской литературы 1924-1941 годов. Эта работа, по сути, заложила начало комплексного изучения одной из многонациональных литератур Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа. Вот что писал тогда, анализируя диссертацию Асият Караевой, крупнейший специалист по литературам народов СССР, член-корреспондент Академии наук страны, ныне покойный Георгий Иосифович Ломидзе: «Работа Караевой привлекает глубоким знанием материала, серьезными научными обобщениями на основе конкретных фактов литературного процесса, тонким эстетическим анализом произведений устного народного творчества и литературы».

Кандидатская диссертация Асият Исмаиловны была не только успешно защищена, но и рекомендована к изданию отдельной книгой в академическом издательстве «Наука», что в те времена было явлением весьма и весьма редким.


Асият Караева с братьями

Однако выход диссертации в виде монографии под названием «Очерк истории карачаевской литературы» в Москве в 1966 году полон драматических коллизий, о которых и рассказала мне Асият Исмаиловна в ходе нашей первой и, к сожалению, последней встречи в марте 2003 года. В течение нескольких недель самый тщательный и строгий анализ рукопись будущей монографии прошла сначала в кабинетах отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС, которым курировал небезызвестный Михаил Суслов. И это при том, что рукопись была сопровождена рядом концептуально развернутых, высоко оценивающих работу Караевой рецензий ученых с мировым именем. Случай был далеко не ординарным, учитывая, что не ко всем работам, выходившим в «Науке», был именно такой подход. Нельзя сбрасывать и другой факт, имеющий ярко идеологическую окраску. Шел только девятый год возвращения карачаевцев на историческую родину. И, разумеется, многие животрепещущие вопросы недавнего трагического прошлого народа не были еще столь широко и объективно освещены в научной литературе, прежде всего, исторической. Впрочем, в монографии «Очерк истории карачаевской литературы» эти вопросы и не затрагивались, поскольку речь шла о богатой событиями литературной жизни карачаевцев в период с 1924 по 1941 годы. И, тем не менее, как вспоминала Асият Исмаиловна, даже упоминание об этнониме народа у многих вызывали тогда далеко неоднозначные чувства. Широкая эрудиция, безупречное знание материала, великолепное владение классическими методами научных исследований, незаурядность ученого в осмыслении сложных процессов, происходивших в родной литературе на разных этапах её развития  все эти и другие факторы, бесспорно, стали основополагающими в принятии решения об издании монографии «Очерк истории карачаевской литературы» в престижном московском издательстве «Наука».

Вслед за этой книгой из-под пера Асият Исмаиловны Караевой вышли и другие, не менее значимые её работы: «О военной прозе в карачаевской литературе» и, наконец, «Обретение художественности», тоже, кстати, вышедшая в издательстве «Наука» в 1979 году.


Канитат Байкулова - старшая сестра А. Караевой. 
Студентка коммунистического университета трудящихся Востока. 
Москва, 20-е годы XX в.

К слову сказать, последняя работа должна была стать докторской диссертацией Караевой. Но этого, к сожалению, не случилось. Так сложились обстоятельства, что о защите докторской в определенный момент её жизни не могло быть и речи. 

Кроме того Асият Исмаиловна один из авторов уникальной шеститомной «Истории советской многонациональной литературы», «Очерков истории Карачаево-Черкесии», достаточно солидной и известной далеко за пределами республики монографии «Жизнь, герой, литература», написанной совместно с Лейлой Абубекировной Бекизовой и Владимиром Бадаховичем Туговым.

Долгое время Асият Исмаиловна исполняла обязанности заместителя директора научно-исследовательского института по науке. Именно в этот период в институте были написаны основные работы, которыми по настоящему гордится гуманитарная наука Карачаево-Черкесии.

Огромен вклад Асият Исмаиловны не только в национальное литературоведение, но и образование. Более 40 лет под её авторством выходили и продолжают выходить учебники и учебно-методические материалы по карачаевской литературе для всех классов средних школ.


В нижнем ряду, слева направо - Басханук Караев
(один из руководителей первой делегации карачаевцев в Москву), 2 июня 1956 г.

Научное слово Асият Исмаиловны всегда было весомо и значимо. К её мнению прислушивались, им дорожили, широкая эрудиция и высочайшая научная компетентность позволяли Асият Исмаиловне браться за самые сложные и серьезные исследования.

В 1987 году вместе с известным казахским поэтом и писателем Олжасом Сулейменовым Асият Караева принимала участие в работе 3-го Международного конгресса по проблемам Центральной Азии и Кавказа «Общество, история, культура» в Висконсинском университете Соединенных Штатов Америки, где она выступила с обстоятельным докладом «От фольклора к письменной литературе». Но подвиг настоящего ученого заключается не только в том, чтобы скрупулезно собрать, обобщить, проанализировать и написать ту или иную работу, внести свой вклад в науку, но и в том, чтобы уметь до конца отстаивать свою, выверенную опытом, знаниями и каким-то внутренним чувством позицию.

Асият Исмаиловна была человеком сильным, совестливым и мужественным. Не раз становилась на сторону правды. В те далекие годы, когда идеологизация общества, науки иногда обретала уродливые черты, делать это было весьма трудно. И далеко небезопасно. Один только пример.

В семидесятые годы в журнале «Байкал», издававшемся в Улан-Уде, была опубликована повесть известной поэтессы и писательницы Халимат Байрамуковой «Вдова пророка». Чуть позже с этим произведением в нескольких номерах познакомились и читатели газеты «Ленинское знамя» (ныне «День Республики»). Прошло еще два года, и неожиданно повесть по науськиванию анонимщиков стала предметом обсуждения и осуждения на партсобраниях разного уровня. В том числе и на заседании бюро обкома партии. Разворачивалась весьма нешуточная ситуация. Писательницу обвинили в том, что герой её повести, бывший конюх, вернувшись с войны без ног, обратился к Богу, к религии, т.е. сделала советского солдата, выигравшего такую страшную войну, религиозным. Злопыхатели даже и не стремились увидеть в повести великолепно созданный образ богатой личности, умеющей мыслить и размышлять, стоически переносить трудности и философски относиться к миру и обстоятельствам. Как правило, повесть обсуждалась без присутствия автора. Ситуация накалялась. А последствия могли быть самыми непредсказуемыми. Когда потребовалось мнение профессионалов, обратились за консультацией к известным ученым Лейле Абубекировне Бекизовой, Асият Исмаиловне Караевой и Владимиру Бадаховичу Тугову. Не раздумывая, оставаясь верными долгу настоящего ученого-подвижника, они встали на защиту чести и таланта известной в стране писательницы. Но, защищая Халимат Байрамукову, её детище, они ярко, невзирая на сложившуюся непростую ситуацию, продемонстрировали, по сути, свое профессиональное достоинство, компетентность, а по большому счету проявили стойкость и мужество перед напором серости и зависти.


Асият Караева, Халимат Байрамукова и Суратхан Байрамукова

Это был своего рода вызов тем, кто задумал стереть с литературной арены имя Халимат Байрамуковой. Ученым пришлось нелегко. Но благодаря только им, их порядочности, светлое имя прекрасной карачаевской поэтессы и писательницы не было запятнано.

«Если бы каждый человек на земле своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»,  написал когда-то Антон Павлович Чехов. Мне думается, Асият Исмаиловна Караева сделала на этой земле больше, чем она могла. Больше, чем ей было предназначено судьбой. Она прошла трудный и сложный путь, означенный главными вехами в её собственной жизни и жизни самой страны в нелегком 20 столетии.


Инглисхан Байкулова - мать А. Караевой


Исмаил Байкулов - отец Асият Караевой

Неустанный, поистине титанический многолетний труд, сопряженный с поиском истины в абсолютной инстанции, непрекращающееся самосовершенствование, высочайшая требовательность к каждому написанному слову принесли Асият Исмаиловне широкую известность не только в Карачаево-Черкесии, России, но и на огромном научном пространстве бывшего Советского Союза. Практически невозможно сосчитать, сколько отечественных и зарубежных ученых-литературоведов и фольклористов ссылались и продолжают опираться на фундаментальные труды нашей выдающейся землячки, находя в них глубокую мысль и разносторонние знания, смелый взгляд на проблемы, всегда требующие всесторонней аргументации и объективного подхода к их решению. 
Сегодня в Карачаево-Черкесии работает целая плеяда талантливых ученых-литературоведов, среди которых и дочери Асият Исмаиловны – профессора Карачаево-Черкесского филиала Московской открытой социальной академии Лейла Басхануковна и Зухра Басхануковна Караевы. Они достойно продолжают славный путь своей великой матери, успешно защитив кандидатские и докторские диссертации в разные годы в институте Мировой литературы имени М. Горького в Москве. Лейла Басхануковна специалист в области английской литературы, Зухра Басхануковна – широко признанный ученый-литературовед, много лет занимающаяся проблемами родной литературы, автор фундаментальной монографии «Художественный мир Исмаила Семенова».


Лейля и Зухра Караевы
 
В ряду блистательных имен представителей научной интеллигенции Карачаево-Черкесии имя заслуженного деятеля науки республики, кандидата филологических наук, члена Союза писателей России Асият Исмаиловны Караевой – замечательной дочери карачаевского народа, крупнейшего ученого-филолога России, основоположника национального литературоведения занимает особое место. Эта высокая честь и высочайшая награда за труды праведные, за огромный вклад, привнесенный ею в духовную память народа.

И так хочется верить, что когда-нибудь благодарные потомки по достоинству оценят вклад Асият Исмаиловны Караевой в образование и науку родной республики, установив мемориальную доску на доме, где она жила, или памятник, который всегда будет напоминать о подвиге горянки, сумевшей благодаря недюжинному таланту и фантастической работоспособности подняться до вершин отечественной науки.

Михаил Накохов,
Черкесск

(Голосов: 2, Рейтинг: 1.5)

  • Нравится

Комментариев нет