Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Эл ауузу – элия.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Илму – джашауну джолу.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.

Успешный инженер Азнаур Тоторкулов в свободное время занимается воссозданием народных музыкальных инструментов карачаевцев и балкарцев

14.09.2017 0 4285
Карачаево-Черкесия празднует в этом году 25-летний юбилей со дня образования. Республика известна на весь мир красотой своей природы и самобытностью обычаев и культуры народов, проживающих в ней. Одним из представителей высококультурной молодёжи является уроженец города Карачаевска, инженер-строитель по профессии, а также основатель этно-фольклорного коллектива "Голлу" - Азнаур Тоторкулов, который является ровесником республики и отпраздновал в этом году своё 25-летие.

А. Тоторкулов является не только высокопрофессиональным специалистом инженерно-строительного дела, но также творческой личностью. Он увлечен историей и культурой своего народа, в частности историей музыкального искусства карачаевцев и балкарцев.

"Меня с детства интересовали карачаево-балкарская история и культура. Наряду с этим я всегда увлекался музыкой и считаю, что музыка - это нечто большее, чем просто какое-то развлечение. В своих музыкальных предпочтениях я переслушал всё: от тяжелого рока до аутентичной музыки, освоил игру на гитаре. Мне всегда импонировала мысль о создании собственной музыкальной группы, которая исполняла бы что-то необычное и особенное. В поисках необычного звучания и особой манеры исполнения мне захотелось узнать больше о карачаево-балкарских музыкальных инструментах", - рассказал корреспонденту РИА Карачаево-Черкесия Азнаур Тоторкулов.

Вдохновлённый этой идеей он исследовал огромное количество книжных источников, обошел различные музеи и архивы, общался с исследователями культуры и быта карачаево-балкарского народа. В дальнейшем, собрав немалое количество сведений и обнаружив редкие аудиозаписи звучания некоторых инструментов, Тоторкулов приступил к проекту воссоздания народных музыкальных инструментов.

В рамках проекта молодой человек уже воссоздал один экземпляр смычкового музыкального инструмента, называющегося къыл къобуз и напоминающего собой двухструнную скрипку.

Карачаево-балкарский музыкальный инструмент

"На создание инструмента къыл къобуз у меня ушло около двух месяцев. В одном из найденных научных трудов, посвященных этой теме, были расписаны параметры инструмента, и я благодаря моей основной профессии, без труда сумел сделать чертежи. Далее по чертежу я вырезал лекало и приступил непосредственно к изготовлению", - пояснил А. Тоторкулов.

Особенностью воссоздания музыкального инструмента стало полное соблюдение старинной национальной технологии изготовления, где использовалась специальная древесина клена, которая сушилась в течение нескольких лет в естественных условиях и была привезена под заказ.

Первый музыкальный инструмент Тоторкулов полностью сделал вручную. На его изготовление у него ушло около двух месяцев. Для того чтобы максимально приблизить звучание инструмента к подлиннику, было использовано минимальное количество механических инструментов. Единственное, что использовал мастер, это стамеска и шлифовальный станок. В качестве струн на этом инструменте использованы конские волосы, из-за чего он и называется къыл къобуз.

При скреплении некоторых частей музыкального инструмента используется клей. Примечательно то, что клей также изготавливается по старинным технологиям из сухожилий коня или коровы. В этом случае сухожилия очищаются от жира и мяса и погружаются в воду, разведённую с золой. Далее эти сухожилия варятся в определенном количестве жидкости. И впоследствии получается желеобразная клейкая масса, которая и используется в качестве клея для скрепления деталей инструмента. Завершающим этапом стало покрытие поверхности инструмента смесью пчелиного воска и бараньего внутреннего сала. Это покрытие служит защитой инструмента от влаги и царапин. В качестве смычка также служит веточка с закрепленным на ней конским волосом.

Помимо  информации про къыл къобуз, во время исследований А. Тоторкулов и его единомышленники сумели найти данные о существовании еще девяти народных музыкальных инструментов карачаевцев и балкарцев. В их числе къакъгъан къобуз, представляющий собой примерно такой же инструмент, как къыл къобуз, но отличающийся тем, что этот музыкальный инструмент является щипковым и имеет три струны. По форме и размеру оба инструмента внешне идентичны.

Еще одним народным инструментом является къынгыр къобуз, аналог струнной арфы, а также сыбызгъы, представляющий из себя духовой инструмент в виде дудочки. Эти дудочки также делятся на подклассы и бывают специальных размеров для детей и взрослых. Делается сыбызгъы из полых растений, таких как тростник или бамбук. Также были найдены данные об инструменте под названием зурна. Это язычковый деревянный музыкальный инструмент. Не менее интересным музыкальным инструментом является сызгъырыў, который на русский язык можно перевести как свистулька.

Один из старинных инструментов, который и сегодня достаточно распространен в народе,  - музыкальный инструмент харс. Это аналог современной трещотки. В старину он выглядел как два скрепленных плоских камня, которыми стучали друг о друга для получения звука хлопающих ладоней и отбивания четкого ритма. Позже камни были заменены на деревянные плоские бруски.

Помимо этого есть еще три музыкальных инструмента, которые практически невозможно восстановить, так как неизвестна технология их производства. Этими музыкальными инструментами являются гыбыт къобуз - аналог волынки, даурбас - карачаево-балкарский национальный барабан и тюнгюрчек, представляющий собой бубен.

При воссоздании и освоении давно утерянных народных музыкальных инструментов Азнаур Тоторкулов намерен совместно со своим этно-фольклорным коллективом разучить мелодии и напевы народов Карачая и Балкарии, в дальнейшем сделать профессиональные студийные записи народной музыки и распространять их в сети интернет и на аудионосителях.


Помимо этого творческий коллектив планирует собрать в одну единую книгу все материалы и комментарии к своим исследованиям и также выпустить этот сборник бесценной информации в свет, который будет доступен всем желающим.

В сентябре текущего года Азнаур Тоторкулов будет представлять свой проект по воссозданию утерянных и не сохранившихся до наших дней народных музыкальных инструментов карачаевцев и балкарцев на Всероссийском форуме "Золото тюрков" в Татарстане.

См. подробнее: Ровесники Республики
(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет