Расширенный поиск
30 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Илму – джашауну джолу.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.

КРЫМШАМХАЛОВ ХАМЗАТ БАСХАНУКОВИЧ (1917 - 1985)

06.04.2004 0 10764

Азамат Суюнчев,
народный поэт КЧР,
член Союза писателей РФ 

 

По въезду в город Карачаевок, у развилки трех дорог, стоит скульптура "Приглашение", которую жители любовно называют "Горянкой". Стоит стройная девушка с протянутой чашей на руках. "Горянка" встречает и провожает горожан и гостей. Она отражает один из таких прекрасных обычаев народа как гостеприимство.


Горянка

Помнится, как в 60-е годы была установлена она на радость людям. "Горянка" стала гербом города, любимым образом горожан. Автором этой прекрасной скульптуры является художник Хамзат Крымшамхалов. Нам, знакомым и друзьям художника, навсегда запомнился его обаятельный образ: высокий статный горец с широким умным лбом, спокойным взглядом и светлой улыбкой. Он был скуп на слова, но щедрым на дела. Я был счастлив знать его и дружить с ним. С художником-земляком меня познакомил в Нальчике поэт Кайсын Кулиев.

У Кайсына Кулиева была замечательная черта знакомить творческих работников нашего края с Кабардино-Балкарией и ее людьми, нацеливать на добрые дела. Он был нашим общим другом. С тех пор в лице Крымшамхалова я нашел человека интереснейшей судьбы, талантливого художника и прекрасного собеседника. А позже, приезжая в Нальчик непринужденно посещал его дом и художественную мастерскую. Особенно близкие у нас отношения сложились, когда по поручению Карачаевского городского совета мы имели рабочий контакт. По заказу исполкома нашего города Хамзат Крымшамхалов работал над скульптурным портретом Герою Советского Союза Харуну Богатыреву. Мне приходилось наблюдать за движением рук мастера. Когда он ударом молотка откалывал куски кремнистого гранита, часто летели сияющие искры, будто из-под рук его вылетают не каменные крошки, а - искры из его пламенного сердца. Он мог работать часами усердно, вдохновенно. Постепенно из камня рождался образ человека. Мне он казался сказочным камнетесом из древних сказаний. Идея рождения богатырей из гранита давно заложена в горских сказаниях.

Из биографии художника

Хамзат родился 23 февраля 1917 года в городе Теберде в семье штабс-капитана российской армии, карачаевского князя Басханука Крымшамхалова. Предки его были знатные люди в Карачае. Один из них - олий (верховный правитель) карачаевского народа Ислам Ачахматович Крымшамхалов подписал мирный договор о присоединении Карачая к России в 1828 году. С тех пор его наследники несли военную службу в русской армии вплоть до Октябрьской революции. Отец и все дяди Хамзата были офицерами. Один из братьев отца Ислам-Бий Крымшамхалов служил поручиком в конвойной сотне российского императора Александра III. Позже Ислам-Бий, выйдя в отставку, стал видным общественным деятелем в Карачае, он еще известен, как художник и поэт. Отец Хамзата Басханук Пашаевич, штабс-капитан,по некоторым версиям командовал пехотным батальоном в период первой Мировой войны. После Октябрьской революции вернулся в родовое имение в Теберду и занимался хозяйственными делами. В феврале 1922года, как представитель княжеского рода и офицерского корпуса он был арестован и без суда и следствия расстрелян красными. Хамзату было тогда 5 лет. Мать Хамзата Ляля Абаева тоже происходила из знатного горского рода, была дочерью известного балкарского просветителя Мисоста Абаева.

После установления Советской власти в Карачае Крымшамхаловы были подвергнуты репрессиям и преследованию по классовому признаку и претерпели немало трудностей. Ляля Мисостовна покинула родной край и выехала в Дагестане, где жил ее отец с семьей. На развитие способностей мальчика Хамзата оказало большое влияние творчество художника - дяди Ислам-Бия. Графикой увлекался и отец Басханук. Талантливый юноша Хамзат после окончания школы поступил в Тбилисскую художественную академию, где он учился 1938- 40 гг. Потом он работал в редакции газеты "Дагестанская правда" художником.

Хамзат Басханукович в 1941- 43 гг. был на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боев он был тяжело ранен и лечился в военном госпитале в г. Тбилиси. Лечившиеся в том госпитале вместе с Хамзатом наши земляки Джагафар Ногайлиев и Ибрагим Койчуев рассказывают о нем как об отважном воине и прекрасном человеке. По их воспоминаниям художник свои фронтовые зарисовки и картины подарил художественной академии, где ранее учился сам.

После демобилизации X. Крымшамхалов вернулся на прежнее место работы, в редакцию газеты "Дагестанская правда" в городе Махачкала. Но вскоре вместе карачаевцами был сослан в азиатскую часть страны.

В период депортации

Находясь на ссылке с 1944 по 1957 год, X. Крымшамхалов работал художником в Казахстане. Казахстанский период творчества Крымшамхалова является интересной страницей художественной деятельности скульптора. Он много работ посвятил патриотическим и трудовым будням этой республики, принимал активное участие в архитектурно-монументальном оформлении города Алма-Ата. Скульптурная композиция "Панфиловцы", картины "Хлеб", "На джайляу", "Железная дорога" и другие принесли ему известность. Его уникальные скульптурные произведения руководством республики вручались государственным делегациям Китая и Индии ("Мао Цзе Дун ", "Миру-мир").


Мемориал защитников Москвы - героев-понфиловцев
в Алма-Ате 

Находясь вдали от родного края, под ссылочным режимом, талантливый сын Карачая не забывал и о трудной судьбе своего народа. Хамзат делал зарисовки, фрагменты к будущим произведениям. В 1957 году им красочно была иллюстрирована книга карачаевских поэтов "Искры", изданная в Алма-Ате.

Эти трудные годы не сломили волю и дух художника, его стремление вернуться на родину отцов и полностью посвятить свои произведения отчему краю. Хамзата звали к творческому труду светлые образы кавказских художников, дяди Ислам-Бия Крымшамхалова и его друга Николая Ярошенко, близкие ему по демократическим взглядам, по творческому почерку свободолюбия и по описанию кавказских пейзажей.

Возвращение на родину

Хамзат Крымшамхалов в возрасте 40 лет, набрав опыта и став известным художником, в 1957 году вернулся в родную Карачаево-Черкесию. Он был полон творческих замыслов, желая посвятить ряд произведений крупного плана теме исторической судьбы народа и недавнего прошлого.

Вот что пишется об этом в статье "Работы художника X. Крымшамхалова", напечатанной в газете "Ленинское знамя" 23 июня 1957 года: "Много новых творческих замыслов вынашивает художник. Он закончил эскиз в паластелине камерной скульптуры "Воспоминание", которая будет высечена из камня. От нее веет большой задушевностью и теплотой.

- Меня давно интересует исторической событие, которое должно стать темой большого полотна. Это разгром русскими войсками полчищ турецкого военачальника Батал-Паши, - рассказывает Хамзат Басханукович.- Кроме того, хочется написать серию портретов участников Великой Отечественной войны. Предстоит и другая важная работа, - сказал Х.Б. Крымшамхалов, - нужно сплотить силы молодых художников области, помочь им в творческом росте, чаще организовывать выставки их произведений, сделать так, чтобы наши художники внесли свой вклад в дело дальнейшего расцвета культуры Карачаево-Черкесии.

Но, к сожалению, эти светлые замыслы художнику не удалось осуществить. Бывшие руководители области отказали ему в устройстве на работу и создании условий творческой деятельности. По всей вероятности, главной причиной в этом было его дворянское происхождение... Не трудно себе представить, какая рана была нанесена этим отказом сердцу художника-патриота.

Образы, созданные творцом

Хамзат Крымшамхалов вынужден был покинуть родину отцов и выехать в Кабардино-Балкарию, где был принят тепло и руководителями республики и коллегами-художниками. Талант мастера кисти и резца был оценен по достоинству, ему представили и жилье, и мастерскую.

С 1957-го по 1985 годы ваятель работал в Нальчике. Работал в жанре графики, живописи и скульптуры. Мы, представители г. Карачаевска (Мустафа Мамчуев, заведующий отделом культуры городского Совета, и я), посетили выставку работ художника-земляка, посвященную его 50-летию. Мы были очень рады, что за 10 лет своего пребывания в Нальчике он сделал многое.

Он иллюстрировал сборник "Балкарские народные сказки", книги писателей, создал ряд интересных картин в живописи, особенно были значительны успехи Хамзата Басхануковича в произведениях из камня, бронзы и керамики. Выставку посещали сотни и тысячи людей. Нам было приятно читать отзывы посетителей: "Остро ощущается поистине титанический труд патриота своей Отчизны" или "Спасибо скульптору и его народу, воспитавшему достойный талант".

А мне художник подарил свой буклет с автографом: "Дорогой Азамат! С удовольствием подарил бы свои произведения: невозможно это выполнить. Прими в знак искренней признательности некоторые изображения из моих произведений, а в каждом из них часть моей души. X. Крымшамхал". И передал несколько фотографий своих скульптурных работ, которые я храню много лет как реликвию.


Балкарская невеста

Разъезжая по районам Кабардино-Балкарии, нетрудно увидеть объемистые и выразительные скульптуры, мастерски выполненные рукою талантливого художника. Как, например, монумент у села Кенделен, посвященный землякам-воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Скульптурный портрет печального горца высотою 20м, стоящий в бурке, олицетворяет героизм прославленных сыновей гор.


Скорбящий горец

Величественно стремительна скульптура герою гражданской войны Солтан-Хамиду Калабекову, заслонившему своей грудью С. М. Кирова. В селе Бызынгы - Кязиму Мечиеву. В г. Прохладном памятник из гранита Герою Советского Союза, адмиралу А. Головко. Им выполнены также бюсты, посвященные образам Героев Советского Союза А. Байсултанову и Н. Ханукаеву.

Целую памятную каменную летопись составляют скульптурные произведения о деятелях культуры Кабардино-Балкарии. Бюсты видным писателям С. Шахмурзаеву, X. Теунову, К. Кулиеву, А.Шогенцукову, И. Боташеву, филологу А. Аппаеву, композитору Танееву, просветителю Урусбиеву и скрипачу С. Абаеву. В камне нашли отражение и портреты славных тружеников земли: М. Байсултанова, Д. Гергокова, И. Элекуева и других. Художник изваял великого артиста Махмуда Эсембаева.

Им выполнены памятники: первому председателю Кисловодского Совдепа Д. Тюленеву, революционерке Ксении Ге, мраморный бюст "Юный Ярошенко" (г. Кисловодск). Ряд прекрасных скульптурных работ подарил художник родной Карачаево-Черкесии, в их числе: памятник Герою Советского Союза X. Богатыреву, выше сказанная скульптура "Приглашение" (г. Карачаевок), монумент- композиция, посвященная воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Учкекен).

Одной из последних работ художника был скульптурный портрет генерал-полковнику С.К. Магометову, выполненный с натуры генерала во время пребывания последнего в Нальчике в 80-е годы. Бюст понравился и самому герою произведения. Магометов всегда восхищался талантом художника, был в курсе его творческой деятельности. Их связывала не только большая любовь к искусству, но и кровное родство. В одном из писем, адресованных С. Магометову в Москву, Хамзат Крымшамхалов писал: "Мы - ветви, вышедшие из одних корней".

Произведения горского художника еще при жизни его получили большое распространение по всему Советскому Союзу. Их можно встретить в Прибалтике, в разных регионах России, в Казахстане, в республиках Северного Кавказа. Этому способствовала широта тематики произведений, процессы прогресса и трагедии эпохи, борьба добра и зла на земле, размышления о судьбе человека, народов и человечества. Хамзат был художником планетарного мышления. В произведениях мастера удачно сочетаются отображение исторических событий и современности, вопросов войны и мира, труда, как главного источника жизни ("Хлеб" и другие картины), о смысле жизни на земле.


Танеев и Урусбиев

В творениях художника - мыслителя, о чем бы ни писал он, красной нитью проходят его гуманистические и интернациональные идеи, черты, присущие большому художнику. В то же время чувствуется и его национальная самобытность. Он хорошо знал историю, легенды и литературу родного народа.

X. Крымшамхалов стал одним из основоположников изобразительного искусства народов Северного Кавказа XX века. При оценке художественного наследия творческих личностей, мне кажется, надо учитывать и то, при каких условиях они работали.

Мне хорошо известна личная жизнь Хамзата Крымшамхалова, которая составляет непрерывную цепь драматических событий. Она вмещает в себя войны эпохи, потерю благородных родителей, террор красных, лишения имущества, изгнания с родины, тяжелые фронтовые раны, уничтожительная национальная репрессия, генетическое преследование и т.д. Я считаю, что сам художник состоял из особого материала, который был тверже, чем гранит и железо. Во время одной из встреч я спросил у художника:

- Как Вы уцелели от этих бесчисленных ударов судьбы, выпавших на Вашу долю на дорогах жизни?

- Меня спасло искусство. Когда мне было невмоготу, я брал в руки карандаш или кисть и рисовал не ту драматическую ситуацию, а какие-то светотени, лучи надежды, подавляющие мрак. Эти мгновения дарили мне глоток свежего воздуха, силы для второго дыхания. Все же я счастлив, сделал кое-что; жил в поэтическом мире своих образов и на чувствах оптимизма.

Это были слова исповеди человека, прошедшего семь кругов ада, утвердившего свое призвание. Этот скромнейший и талантливейший человек оставил потомкам ценные произведения. Хамзат во время работы любил повторять, как молитву, стихи своего дяди Ислам-Бия, художника и поэта:

Оживляя холодные камни,
Все под солнцем приемлет мой глаз.
Окружающий мир я руками
Заношу на холсты без прикрас.
Лучезарные краски поют -
Они радуют душу мою.

Хамзат Крымшамхалов состоял членом Союза художников СССР, ему было присвоено почетное звание Заслуженный художник России и Кабардино-Балкарии, он был лауреатом государственной премии республики. Некоторое время он исполнял обязанности председателя республиканского Союза художников, воспитал целую плеяду молодых живописцев и скульпторов в Нальчике. Боевые и трудовые заслуги X. Крымшамхалова отмечены орденом Отечественной войны 2-ой степени и многими медалями.

Тяжелые испытания и титаническая работа великого художника подорвали его здоровье. После продолжительной и тяжелой болезни Хамзат Басханукович умер 2 октября 1985 года в Нальчике. Согласно завещанию художника он похоронен на родине - в городе Теберде рядом с могилами отца и дяди на кладбище Джамагат. Женой Хамзата Басхануковича у его могилы установлен памятник из белого мрамора.

Память

Ушел из жизни замечательный художник, но остались его творения людям. Благодарные земляки на второй его родине в Кабардино-Балкарии многое сделали для увековечения памяти скульптора. Они бережно охраняют памятники, созданные X. Крымшамхаловым. В музее изобразительных искусств КБР экспонируются многие работы живописца. Вдова художника Жаннет Крымшамхалова живет в Нальчике, бережно хранит память и многие работы мужа. Вообще с большим почтением относятся к памяти художников и в соседних северокавказских республиках.

Уроки художника - наука для современников и потомков. В этом весь смысл и чудесная сила искусства.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)

  • Нравится

Комментариев нет