Расширенный поиск
20 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Билим къая тешер.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.

БИТТИРОВА АБИДАТ МАХАЕВНА

11.03.2017 0 3332
Родилась в сентябре 1918 года в с. Верхний Хулам (ныне - Кабардино-Балкарская Республика).

Балкарская актриса.

Заслуженная артистка Кабардино-Балкарской АССР.

Окончила национальную студию ГИТИСа в 1940 году.

Актриса балкарской труппы Кабардино-Балкарского драматического театра.

Была репрессирована в 1944 году вместе со всем балкарским народом. В годы депортации работала на строительстве ГЭС в Казахстане помощницей бухгалтера. Осталась на ГЭС и после пуска станции оператором. Имела много поощрений, в том числе и Почетную грамоту ЦК Компартии Казахстана.

Возвратившись на родину и поселившись в Герпегеже, казалось, навсегда позабыла и театр, и свое прошлое, связанное со сценой. Но вместе с уцелевшими в годы войны и ссылки актерами труппы вновь оказалась на сцене. Полностью реабилитирована 01.12.1993.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Слепая женщина («Рассвет в горах» И. Боташева), Мать («После свадьбы»), играла в драме К. Хетагурова «Фатима», в комедии «Женихи» А. Токаева, в «Батыре и медвежьей шкуре» Х. Шхагапсоева, в «Судьбе Султана» И. Боташева, в ряде спектаклей русской и зарубежной классики, в том числе и в гоголевской «Женитьбе».

СВЕТЛЫЕ НАДЕЖДЫ АБИДАТ

Известной балкарской актрисе Абидат Биттировой в эти дни исполнилось 93 года.





Девяносто третий день рождения актриса встретила в кругу родных, близких и друзей, число которых весьма внушительно: дочь актрисы Лиза подарила ей двух внучек, те – по три правнучки. Долгожданный праправнук появился к празднику как самый желанный подарок. Прапрабабушка не нарадуется этому дару судьбы.

Много лет назад рабфаковка Абидат по рекомендации известного театрала Касыма Акаева попала на экзамен к режиссеру и педагогу Илье Судакову, который набирал кабардинскую и балкарскую группы для ГИТИСа. 

Улыбаясь, она вспоминает, как Судаков предложил сыграть этюд: 

– Он спросил, что я стану делать, встретив на дороге змею. Я, недолго думая, ответила: схвачу ее и отброшу в сторону...

Так Абидат вместе с Тамарой Залихановой и Жаухар Биттировой стала студенткой театрального института. В ГИТИСе Абидат усвоила классическую школу актерского мастерства. Техника речи, мимика, жесты, методика движений, пение и танец – ей все давалось легко. Первая балкарская студия от первого до последнего курса не отдала никому переходящий красный вымпел. Фото, где Магомед Кучуков снялся с этим вымпелом, студийцы привезли в Нальчик.

В 1939 году состоялось открытие драмтеатра. Премьерный показ «Овечьего источника» Лопе де Вега прошел с триумфом.

Абидат Биттирова, в основном играя роли второго плана, остается признанным мастером эпизода. Актриса вспоминает, что как-то нужно было сыграть девушку-гармонистку, а инструментом она не владела. Коллега Омар Балаев настойчиво заставлял на бутафорской гармошке повторять мелодию, и на премьере Абидат оказалась настолько убедительной, что потом ее часто просили исполнить «ту самую вещь». А Султан Теуважев как-то обмолвился: «У нас же есть готовая гармонистка»...



Жизнь не баловала Абидат. В три года она лишилась матери, в 37-м году был расстрелян отец. Потом многолетняя депортация...

Но воля к жизни и целеустремленность помогли ей выстоять, стать личностью и замечательной актрисой. Сегодня она мечтает, чтобы на нашей земле царили мир и согласие, чтобы ее любимый театр оставался успешным. Она рада вниманию близких и может часами слушать певца Алима Газаева. Абидат полна светлых надежд и хотела бы жить не меньше своего деда, который умер в 105 лет.

Светлана Моттаева,
"КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ ПРАВДА",
15 октября 2011 года

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет