КРЫМШАМХАЛОВ ИСЛАМ ПАШАЕВИЧ (1864 - 1911)
Тамара Биттирова,
доктор филологических наук
Могучая фигура в истории культуры Карачая и Балкарии. Поэт, художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения - так характеризуется Ислам Крымшамхалов в книгах и статьях, посвященных его жизни и творчеству. Он родился 31 марта 1864 года в семье старшины аула Карт-Джурт в Большом Карачае. Его предки - влиятельные князья Карачая - были широко известны на Северном Кавказе. Прадед просветителя - Ислам Крымшамхалов, живший в первой половине XIX века, был олием - верховным князем Карачая - в драматический период присоединения Карачая к России. Он известен тем, что остановил кровопролитное сражение у аула Хасаука в 1828 году между войсками генерала Эмануэля и карачаевцами, защищавшими свою независимость. Он принял тогда верное решение: прекратить сражение, принести клятву на верность российскому престолу и тем самым спасти народ от истребления. После этого события были взяты аманаты из княжеских фамилий. "Окончив переговоры,- писал Г. Петров в 1879 году,- генерал взял несколько человек заложников, обязал ответственности за нарушение спокойствия и возвратился назад со своими войсками".
Ислам связан с Балкарией не только своим творчеством, но и по крови. Он племянник Исмаила Мирзакуловича Урусбиева. После ранней смерти своей сестры, Исмаил взял Ислама на воспитание в свою семью. Возможно, это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу Ислама. Благородство обитателей урусбиевского дома, атмосфера неподдельного интереса к духовному наследию народа, его культуре, истории, литературе оказывали влияние на всех, кто входил в "орбиту" этого дома. Исмаил был умелым "дирижером" сердец, кумиром молодежи. В условиях трудного горского быта он дал возможность сыновьям и племянникам получить хорошее домашнее образование, сумел заронить в их души потребность самоусовершенствования, постижения наук. Вместе с двоюродными братьями - Сафарали и Наурузом Ислама обучали арабскому письму, основам Корана, русскому языку. В 1877 году родственники отца отдали Ислама в Ставропольскую гимназию, одну из лучших гимназий России. Здесь он проучился два года и возвратился в родной аул. В 1880 году шестнадцатилетним юношей Ислам поступает на службу в Конвой Его Императорского Величества Александра III и уезжает в Петербург. К этому времени он прекрасно знал русский язык, историю и культуру России, был знаком со многими русскими учеными и общественными деятелями, посещавшими Карачай и Балкарию. Эти знакомства были продолжены в 1880-1884 годах, в период его нахождения в столице.
Годы службы в Конвое были для юного Ислама годами углубленного постижения русской и мировой культуры, учебы у великих мастеров кисти и слова. В эти годы он пишет стихи, рассказы, очерки как на русском, так и на родном языке. Литературная деятельность Ислама Крымшамхалова ведет начало, видимо, со времени его учебы в Ставропольской гимназии. Возможно, он в первую очередь пробовал свои силы в художественном переводе, подобно тому молодому горцу, о котором упоминает Н. Юхотников, преподаватель гимназии: "Один из горцев, воспитывавшихся в гимназии, раз, отправляясь на каникулы в родной аул, взял с собою несколько книг, в том числе басни Крылова. За чтением последних его застала толпа горцев, жителей того же аула. На вопросы, что это за книга, он решился передать им в переводе некоторые из лучших басен. Сначала с недоумением слушали горцы подвиги зверей, как разумных существ, и при конце хохотали и удивлялись, как можно писать и потом читать правоверному такие нелепости; но когда им переведено было нравоучение, они приходили в восторг, прибавляя: "...вот оно зачем было написано", и рассыпали при этом похвалы русскому уму и хитрости. Эти понятия на Востоке - синонимы. После этого случая ему не было проходу от желающих послушать чтение Крылова".
По утверждению профессора К.Т.Лайпанова, Ислам Крымшамхалов в 1908-1910 годах переводил с русского на карачаево-балкарский язык басни. Многое из написанного Исламом Крымшамхаловым утеряно, на сегодняшний день разыскано небольшое количество его публицистических произведений, сохранившихся, главным образом, в дореволюционных периодических изданиях. Стихи и басни Ислама растворились в карачаево-балкарском устном народном творчестве, на сегодняшний день только два небольших произведения на родном языке не вызывают сомнения в авторстве и не требуют атрибуции. В карачаево-балкарском фольклоре ряд произведений жанра "тамсил" близки по стилю басне "Волк и кот". Однако, пока не проделана работа по их атрибуции, у нас нет возможности расширить круг произведений Ислама Крымшамхалова.
Из Петербурга Ислам возвратился, когда ему было 20 лет. И сразу после приезда на родину интенсивно занимается литературной деятельностью. За короткий срок он написал повесть "Там и здесь". Однако повесть не была опубликована и считается утерянной. Остались свидетельства тех, кто читал первую повесть, написанную на карачаево-балкарском языке. По их рассказам известно ее содержание: лирический герой повести рассказывает о роскошной жизни в богатых домах Петербурга и затем в виде контраста рисует нищету и обездоленность затерянного в ущельях Кавказа карачаевского аула. В центре повествования - семья бедняков, из последних сил поддерживающих свое существование. Очевидцы свидетельствуют: чтение повести неизменно вызывало у слушателей слезы. Небольшой рассказ "Карачаевское горе", опубликованный в журнале "Мусульманин",- возможно, фрагмент этой повести, переведенный на русский язык.
В период прохождения службы в Петербурге Ислам Крымшамхалов тесно сблизился с художниками-передвижниками, подружился с будущим председателем товарищества художников-передвижников Н.А.Ярошенко, который стал потом частым гостем Ислама и его родственников Урусбиевых. В 1885 году Ярошенко поселяется в Кисловодске, и его усадьба становится своеобразным домом творчества для многих представителей интеллигенции России и Северного Кавказа. Здесь устраивались литературные и музыкальные вечера. Приезжавшие на отдых и лечение поэты, художники, композиторы посещали гостеприимную усадьбу Ярошенко. Среди его гостей были Ф.Шаляпин, Л.Собинов, С.Рахманинов, С.Танеев, И.Репин, А.Куинджи, Г.Успенский, И.Павлов, Д.Менделеев и многие другие представители прогрессивной русской интеллигенции конца XIX века. Передовых людей России интересовало многое из жизни Кавказа - обычаи и быт, культура и социально-экономические отношения. После посещения Кавказа появлялись статьи и рассказы, картины и фотографии, посвященные жизни горцев Северного Кавказа. Их авторы проявляли не праздное любопытство (редкое исключение составляли те, кто охотился за экзотическими деталями), а заинтересованно вникали в проблемы народов, населяющих южные окраины России.
Н.А.Ярошенко знал и любил Кавказ. Об этом свидетельствует большое количество картин на кавказские темы. Известная картина художника "Шат-гора" (1884г.) написана в Урусбиево. Эта картина - редкий по силе художественного воздействия пейзаж. Эльбрус, освещенный розовым светом восходящего солнца, не давит своей мощью на зрителя, а притягивает своей чистотой и силой, горные вершины как будто парят в небе. Удивительной легкостью и красотой покоряют вершины Эльбруса.
Кунаком Ярошенко на Кавказе до самой своей смерти был Исмаил Мирзакулович Урусбиев. Ярошенко знал и глубоко понимал проблемы, волновавшие Исмаила Урусбиева. Об этом говорит его картина "Песня о былом", поражающая психологической глубиной и реалистичностью. Центральной фигурой картины является Исмаил Урусбиев, знаток горских песен и мелодий. Одинокая фигура в центре картины - стилистический прием Ярошенко - по своей художественной сути приближается к портрету. Н.А.Ярошенко считается прекрасным портретистом-психологом. Им создана целая галерея портретов: писателей М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого; художников И.Н.Крамского, И.И.Шишкина; Л.В.Позена, А.Я.Герда... В этом ряду портрет Исмаила Урусбиева отличает органичное сочетание природы, человека и его духовного мира. В этой картине перекликаются эпохи, история и современность. Ислам Коымшамхалов учился изобразительному мастерству у своих друзей - художников-передвижников. Возможно, влиянием Ярошенко объясняется неизменный интерес Ислама к небольшим психологическим этюдам. Им написаны прекрасные картины - психологические портреты "Мать и малыш", "Мальчик-карачаевец"; "Портрет молодой женщины", "Старик-карачаевец", "Ярошенко на этюдах" и др. Из написанных им пейзажей сохранилось очень мало. Это "Сосна", "Стоги", "Аманауз", "На опушке леса", "Шайтан кала", "Доммай ёлген", "На верховьях Муху", "Бадукские озера", "Черное озеро" и др. Большая часть живописного наследия И. Крымшамхалова утеряна. Мы бы не знали о создании картин "Вершина Бели ала кая", "Вершина Доммай ёлген издали", "Ледник Аманаууз", "Вершина ледника Птыш", "Часть Клухорской тропы", "Клухорское озеро", если бы не книга профессора физической географии И.В.Мушкетова "Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты", которая была иллюстрирована перечисленными рисунками. Подлинники их не найдены.
Ислам Крымшамхалов помогал экспедиции Мушкетова при проведении геофизических, топографических исследований северо-западного участка Кавказского хребта. Мушкетов писал об Исламе: "Заведует общественными карачаевскими лесами поручик И.Крымшамхалов, художник и отличный знаток Карачая; он полезен мне был в организации каравана и подборе проводников, а также своими прекрасными рисунками...".
Первая исследовательница творчества Ислама Крымшамхалова Е.Польская отмечает, что "в 1905 году в студенческой аудитории Москвы он гневно выступил против царского самодержавия в отношении к народам Кавказа". Ислам Крымшамхалов в 1905 году некоторое время жил в Москве, учился в художественной школе по рекомендации Н.А.Ярошенко. Однако он вновь был вынужден покинуть Москву из-за ухудшившегося здоровья. В Москве он безуспешно пытался открыть персональную выставку. Персональная выставка картин И.Крымшамхалова состоялась уже после его смерти, в 1911 году.
"Антология карачаевской поэзии" (Ставрополь, 1965) утверждает, что Ислам Крымшамхалов начал писать с 16 лет. Писал на русском и родном языках, занимался переводами стихов, басен, рассказов. В этой же книге говорится: "На сегодняшний день мы не смогли собрать все написанное им". Через 30 лет мы с сожалением должны констатировать - до сих пор ничего нового не прибавилось к тому небольшому кругу произведений И.Крымшамхалова, который был известен составителям "Антологии...".
Геноцид, постигший карачаевский и балкарский народы, не пощадил и их историко-культурное наследие. Были уничтожены книги, периодические издания и даже архивные документы - все, что касается исторической памяти народа. В этом ряду невосполнимых потерь книги, картины, музыкальные записи, рукописи литературных произведений, научных исследований составляют самую значительную часть.
Участь художественных произведений и картин И.Крымшамхалова была предрешена еще в 20-е годы, когда, согласно вульгарно-социологическим взглядам, все, что было связано с именами представителей дворянских сословий, подвергалось остракизму. И поэтому издавать, переиздавать, собирать, систематизировать их произведения считалось не только ненужным, но и вредным. До публикаций в "Антологии карачаевской поэзии" после установления Советской власти было опубликовано одно-единственное произведение Ислама Крымшамхалова - басня "Волк и кот" в книге А.Биджиева "Билим" - "Знание". Благодаря этой книге басня дошла до наших дней. Еще раз его имя было упомянуто в более чем осторожных строчках статьи И.Тамбиева "Изобразительное искусство горцев Северного Кавказа": "В дореволюционное время мы мало знали горцев-художников. Вернее, знали хорошо, да и то больше как поэта Коста Хетагурова, очень мало Махар-бека Туганова, и редко кто знал карачаевца И.Крымшамхалова, рано умершего одаренного живописца, также поэта, как Хетагуров. Здесь, кстати, надо отметить, что названные художники принадлежали к верхушечным слоям горских народов".
Имя Ислама Крымшамхалова известно в Карачае и Балкарии не только как писателя и художника, но и как общественного деятеля, интересы которого имели самый широкий диапазон. Ислам представлял и защищал интересы своего народа в различных общественных организациях и официальных структурах. Несколько лет он исполнял обязанности старшины аула Карт-Джурт, откуда был родом, заведовал общественными лесами, был почетным попечителем Тебердинского аульного училища, в 1892 году переезжает в Теберду и основывает там оздоровительный поселок. В эти же годы Ислам тесно сближается с Коста Хетагуровым, сосланным из Терской области в Кубанскую. Ислам и Коста были знакомы еще со времени учебы в Ставропольской гимназии. Жизнь Ислама тесно перекликается с судьбой К.Хетагурова. Карачаевская исследовательница творчества и биографии И.Крымшамхалова 3.Боташева находит много общего как в их жизни, так и в творчестве. Ислам и Коста рано осиротели, воспитывались у родственников, учились одновременно в Ставропольской гимназии, в один год (1888г.) отправились в столицу - Санкт-Петербург, оба тяжело болели чахоткой, каждый из них прожил 46 лет, они умерли вдали от родных гор, но, по настоянию их народов, были перезахоронены на родине - в Карачае и Осетии. Последние годы жизни Коста были освещены дружбой с Исламом. Друзья вместе с инженером рудника "Эльбрус" Кондратьевым в 1892 году организовывают творческий кружок, который многие годы привлекал в свои ряды просвещенных горцев Северного Кавказа. Летом 1892 года Ислам вместе с Ярошенко, Хетагуровым, Кондратьевым отдыхал в Карачае, в Теберде. Тогда же было решено обосновать в Теберде поселок для лечения туберкулезных больных - климатическую станцию. Предполагалось, что благотворное воздействие на лечение должны оказать условия высокогорья и лечебные свойства айрана. Основанный И.Крымшамхаловым поселок и сегодня служит базой для интенсивного курортного лечения больных туберкулезом и астмой. Окончательно поселившись в Теберде, Ислам тем не менее активно трудится на просветительском поприще. Он возглавил просветительское движение в Карачае, много сил и времени, средств отдал открытию начальных училищ, школ в горных аулах.
Вместе с инженером Кондратьевым Ислам добивается открытия училища в Теберде. Он находит поддержку и помощь у таких видных деятелей просвещения Карачая и Балкарии, как Ильяс Байрамуков, Мисост Абаев, Солтан Байчоров, Шогъаиб Акбаев, Басият Шаханов, Хызыр Халилов и др.
Со дня основания училища И.Крымшамхалов являлся почетным блюстителем Тебердинского училища. После его смерти было открыто еще несколько школ в Теберде, в том числе Тебердинское женское дачное училище.
Прогрессивные общественные деятели Карачая и Балкарии конца XIX - начала XX века были озабочены поиском путей усовершенствования приходящих в упадок традиционных занятий горцев. Вместе со своими родственниками Урусбиевыми - Хамзатом и Александром, Дадашем Балкароковым Ислам Крымшамхалов делал неоднократные попытки внедрения новых форм хозяйствования в Карачае и Балкарии. В 1895 году он обратился в Кубанское областное управление государственных имуществ с просьбой о выделении ему участка земли для устройства молочного производства. "Для того, чтобы приохотить карачаевцев к разведению молочной породы, нужно ознакомить их, что молоко - ценный продукт, что сделать я имею в виду",- писал И.Крымшамхалов в своем прошении. Ислам, "чтобы лучше ознакомиться с молочным хозяйством в районах Российской Империи, посещал отдел молочного хозяйства и скотоводства на Нижегородской выставке, образцовые фермы А.Герна в Смоленской губернии, молочные школы Верещагина в с.Едиминовка, Тверской губернии, и др. И.Крымшамхалов имел большую литературу по отраслям молочного хозяйства и скотоводства. Был хорошо знаком с практическими приемами молочного производства, варил сыр в небольшом количестве, готовил разных сортов масла, один год нанимал сыровара из школы Верещагина - С.Морозова",- пишет Р.С.Тебуев в статье "Первые сыроваренные заводы Карачаево-Черкесии". - Однако все просьбы Ислама Крымшамхалова были отвергнуты во всех инстанциях царской администрации... И.Крымшамхалову было отказано в выделении участка земли в аренду для устройства школы молочного хозяйства под предлогом, что он преследует "личные выгоды"... Об искренности задуманного им дела говорит тот факт, что И.Крымшамхалов как общекарачаевский представитель в течение 15 лет защищал интересы трудового народа".
Последние годы своей жизни Ислам работал над созданием азбуки карачаево-балкарского языка на латинской основе, "находя, что арабский алфавит трудный и тормозит дело распространения грамотности, но умер, не успев издать своей азбуки". Его дело продолжил автор первых учебников для школ и училищ Карачая и Балкарии Исмаил Акбаев, любимый и талантливый ученик Ислама, который также взял на себя все заботы по дальнейшему развитию просвещения Карачая.
Ислам Крымшамхалов, не отличавшийся крепким здоровьем с детства, заболел чахоткой, находясь на службе в Конвое, и затем несколько лет периодически лечился в Ялте. Однако с каждым годом здоровье Ислама все ухудшалось, и он умер в Ялте или в конце 1910 года, или в начале 1911 года. Год смерти И.Крымшамхалова до сих пор указывался как 1910-й. Однако недавно был найден надгробный памятник И.Крымшамхалова в Теберде, где датой смерти называется 31 декабря 1911 года. Можно допустить также, что эта дата может означать день перезахоронения Ислама на Тебердинском кладбище.
(Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX-начала XX в. Нальчик, "Эльбрус", 1993г.)
Комментариев нет