Капита́н 1-го ранга — корабельноевоинское звание в Военно-Морском ФлотеВооружённых СилРоссийской империи, Союза Советских Социалистических Республик, Российской Федерации и других бывших республик Советского Союза.
Соответствует званию полковника в сухопутных войсках и авиации.
Звание было введено в России Петром I в 1713 году. В 1732 году по решению Воинской морской комиссии деление капитанского чина на ранги было отменено и до 1751 года чину капитана 1-го ранга соответствовал чин «флота капитан» («от/по флоту капитан») или «капитан полковничьего ранга» («капитан ранга полковничьего»). Деление на ранги было восстановлено 5 (16) сентября 1751 года.
В ВМФ СССР для инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер. Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы,морской пехоты, морской авиации) присваивалось звание полковник.
В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан» (англ.Captain). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен». В германском флоте эквивалентное звание звучит какнем.Kapitän zur See («капитен цур зее», буквально — «капитан моря»), в испаноязычных исп.Capit n de nav o(«капитан де навио», буквально — «капитан [линейного] корабля»)[источник?]. Возможны и другие варианты.
Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».
В 2009 году Центральному Военно-морскому музею исполняется 300 лет, но отметить этот праздник музей рискует на «нераспакованных чемоданах». Принято и утверждено, на самом высоком уровне, решение о переезде ЦВММ из здания биржи. С 1939 года экспозиция располагалась там. Вскоре прикоснуться к истории флота можно будет в другом месте, а в здании биржи будет... биржа. Недавно корреспондент «Морской газеты» встретился с новым начальником музея капитаном 1 ранга Нурчуком Шидаковым.
Визитная карточка моряка. Шидаков Нурчук Идрисович. Родился в поселке Орловка Кеменского района Киргизской ССР в 1962 году. После окончания школы работал на радиоэлектронном заводе. Срочную службу проходил в частях морской авиации. В 1981 году поступил во Львовское высшее военно-политическое училище, по окончании ЛВВПУ распределен в ЛенВМБ. Проходил службу старшим инструктором по матросской художественной самодеятельности в Кронштадтском Матросском клубе, а также на других культпросвет должностях. Длительный период был начальником Дома офицеров в Кронштадте. Сумел там провести ремонт, закупить современную технику. Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года награжден почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В конце 2006 года стал начальником Центрального военно-морского музея.
- Нурчук Идрисович, как вы узнали о переезде музея? - Когда я вступил в должность, решение уже было принято. Бумага об этом в музее уже была.
- Целесообразно ли это решение? Ведь ЦВММ сегодня занимает престижное место в центре города, рядом ряд других музеев, а люди уже привыкли видеть морской музей на стрелке Васильевского острова. - Безусловно, перечисленные плюсы весьма существенны, но послушайте о минусах, которыми пренебрегать становится всё сложнее. В ЦВММ 750 тысяч экспонатов и львиная их доля в запасниках. Выставлять их в экспозиционные залы сложно, помещений нехватает и они плохо подходят под музейные требования. Само здание биржи не подходит под музей, нет соответствующих условий. Не соблюдается температурно-влагостный режим, нет должной вентиляции. При наводнениях существует угроза затопления подвалов, где хранятся экспонаты. Достаточно сказать, что это, наверное, единственное здание в центре Санкт-Петербурга, которое отапливается угольной котельной, устаревшей и морально и физически. Зимой здание полностью не протапливается. Порой, к нашему стыду, посетители из-за холода не снимают верхнюю одежду. Что уж говорить о сохранности экспонатов, некоторым из которых по три века и более. Для этого требуется круглогодично постоянная температура.
С первого взгляда здание биржи очень красиво и добротно. Действительно к 300-летию Санкт-Петербурга фасады отреставрированы, но внутри ремонта не было более полувека. Появляются трещины. Одна из них пронзает здание сверху донизу. Мы латаем дыры, но это не выход из ситуации. Так что переезд не просто назрел, он кричит!
- И где разместится музей? - Новое здание ЦВММ планируется построить в устье реки Смоленки. Сейчас объявлен конкурс на проект. Проект будет утверждаться на музейном совете Санкт-Петербурга. Уже сегодня можно сказать каким ожидается новый музей. Это будет двухфасадное здание. Один фасад на город, другой - на море. Площадь экспозиционных залов 32,5 тысячи метров квадратных, сегодня у нас менее 10 тысяч. Под строительство выделено 3,5 гектара земли. Будет площадка под открытым небом для крупногабаритных экспонатов. Будут оборудованы подъездные пути и места парковки для автотранспорта и экскурсионных автобусов. Это здание должно стать жемчужиной района. Ну а переезд на несколько километров от центра города не беда. Люди даже из других стран едут, чтоб посмотреть один из крупнейших морских музеев мира. Главное мы сохраним экспонаты и качественно улучшим экспозицию. Этот переезд благо для музея.
- Нурчук Идрисович, какова цена вопроса? - Город должен предоставить новое здание «под ключ», а флот обеспечить переезд. По предварительной информации на строительство музея выделено 3 миллиарда рублей. Переезд возможно обойдется в сопоставимую сумму. Мы обращались в фирму при Эрмитаже, которая занимается упаковкой музейных экспонатов. Только упаковка нашего имущества предварительно оценена в миллиард рублей. Плюс страховка, плюс автотранспорт, погрузка-выгрузка и многое другое. Подобного опыта пока нет. За консультациями ходили в госархив, который тоже недавно переехал. От всех, кому не безразлична судьба музея, мы готовы принять любую помощь.
- Возможные сроки переезда? - К декабрю 2008 года планируется сдача нового здания. Переезжать должны исходя из этого в 2009 году - году нашего 300-летия. Логичней было бы отметить дату на новом месте. Но праздник состоится в любом случае, будет вестись выставочная и издательская деятельность.
- Вы видите ещё какие-нибудь сложности в предстоящем переезде? - Самое главное - перевезти все ценности без утрат. Также важно сохранить золотой фонд музея - людей, многим нашим работникам уже за 60. Вот, к примеру, в июне будем праздновать 50-летие работы в музее Веры Борисовны Морозовой. Все уже привыкли ездить на работу сюда. Психологически будет непросто поменять привычную среду. Но я уже беседовал с ветеранами музея. Они музей любят больше, чем боятся трудностей.
- А что можно сказать про сегодняшний день ЦВММ? - Работа продолжается, недавно нас проверяло Министерство культуры. Госнадзор по охране культурных ценностей выдал положительный отзыв по учету экспонатов и ряд рекомендаций. Проходят различные выездные выставки. Идет военно-патриотическая работа. Немалую помощь в ней оказывает фонд. Музей по-прежнему пользуется популярностью. В выходные и праздничные дни к нам приходят 800-1500 посетителей за день. Не плохо бы всем любителям истории и флота ещё посетить музей, чтобы потом сравнить с новым будущим музеем.
- Спасибо за беседу.
послесловие. Не может не порадовать желание властей улучшить положение ЦВММ. На первый взгляд в переезде одни плюсы, но не стоит забывать, что Санкт-Петербург - морская столица России. В одном из самых красивых мест города вместо морского музея расположится биржа. Строительство открытого для посещений фондо-хранилища могло бы решить проблему с хранением экспонатов. Ремонт здания и пресловутой угольной котельной - это совсем другие деньги по сравнению с переездом.
И ещё, раз за разом возникают замыслы о перемещении военных из престижных зданий в центральной части города. Уже переменил хозяев остров Новая Голландия. Возник вопрос с 285 поликлиникой ВМФ и рядом других объектов ЛенВМБ и ЛенВО. Выходит, военным в центре города скоро делать будет нечего?
«Бывшее Морское собрание - красивейшее здание в самом центре Кронштадта»,- писали не раз корреспонденты «Кронштадтского вестника» в своих статьях.
В этом убедились и кадеты нового набора 4-й учебной роты КМКК. 9 сентября 2012, в воскресенье, ребята с педагогом-организатором Шидаковой М.Р. побывали в здании бывшего Морского собрания, а ныне-театра Балтийского флота. Директор театра БФ капитан 1 ранга в запасе Шидаков Н.И. провел кадет по залам «красивейшего здания», рассказал об истории создания Морского собрания.Ребята посмотрели передвижную информационную выставку Центрального военно-морского музея, посвященного 200-летию победы русской армии в Отечественной войне 1812г.
Особенно удивил их интерьер гостиной на 2-м этаже: белый рояль Н.А. Римского-Корсакова, фарфоровые вазы, картины на стенах, которым более 150 лет.
Затем кадеты посетили литературную гостиную, посвященную Дню памяти жертв фашизма, слушали стихи о трагических событиях тех дней. Сильное впечатление на кадет произвела поэма Р. Рождественского «Реквием».
Кадетам понравилась экскурсия по залам бывшего Морского собрания настолько, что некоторые из них попросили разрешения привести сюда своих близких.
АЛБОТОВ МУРАТ ШАМИЛЕВИЧ,капитан 1 ранга в отставке.
Родился в 1942 го ду. Образование получил в Высшем военно-морском училище в г. Каспийске. С 1966 года на различных командных должностях в частях Военнно-Морского флота: помощник командира атомной подводной лодки К - 421, а затем - командир подводной лодки. С 1975-го на различных руководящих должностях Северного флота. В течение четырех лет командовал воинской частью, позже - один из ведущих преподователей Высшего военно-морского училища им. Ленинского Комсомола. Награжден медалями.Фото взяты из ОК
Курсантское фото Хапаева Мазана Тыкыновича-капитана 1 ранга и в отставке.
Как-то просматривая страницы газеты "Красная Звезда",прочитал очерк про капитана 2 ранга Руслана Лайпанова-командира дивизиона минных тральщиков.Он со своим дивизионом тралил где-то в Персидском заливе(если не забыл),корреспондент его называл морским волком,опытным офицером и т.д. Через какое-то время приехал в отпуск в Хурзук.В разговоре с друзьями я пересказал содержание очерка.
Мой родственник и одноклассник Тамбиев Энвер(ныне покойный) сказал, что Руслан женат на его двоюродной сестре и он нас познакомит.Но не получилось. Потом я слышал,что Лайпанов вышел в отставку в звании капитана 1 ранга и живет в Черкесске
В одно время в газете " Ленинни байрагъы" печатались стихи Байрамукова Юсуфа,его стихи хвалил Хубиев Осман.Он потом как-то исчез.В конце 70-х годов я его встретил в Алма-Ате. Встречались ,разговаривали о том -о сем.Он увидел мою папку с газетными вырезками об офицерах-карачаевцах и сказал,что он встречался с Бостановым-полковником КГБ и 2 Хапаевыми капитанами 1 ранга.
Насколько это правда сказать не могу,но у меня нет и оснований не верить Юсуфу.
Мусса, Салам алейкум! Северный флотда къуллукъ этгенди Ёртенлени Сулейменни дж. Дахир. Ол да биринчи ранглы капитанды. Бир тенгим алайлада къуллукъ эте эди да. Къарачайлы болгъанын билгенинде, кесине алыб, тынч къуллукъгъа салыб къойгъан. Сора бир уллу хата этген эди, башын бу алыб къойду. Бек разы болуб хапар айта эди. Мурманскде турады дейме. Ма быллай табдым.
Уртенов Дахир Сулейманович - начальник отдела Управления Государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны
России. на Северном Флоте. Окъугъан джерини сайтында
(Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище)
быллай джазала ма бу джерде да ишлейди деб - сотрудник
Национального исследовательского центра "Курчатовский институт". Бир премиягъа да ие болгъанды илму джанындан. Бу суратны да ол сайтда табдым. Солдан ючюнчюдю
Питерде болгъан эдимда анда хапар айтхан эдиле.Военно-медицинская академияда Ёзден улу окъугъан эди,бошагъандан сора кемеледе
военврач болу къуллукъ этиб отставкагъа полковник чин бла чыкъгъан эди деб. Капитан 1ранга башха аскерчиледе полковникге тенг болады.