Расширенный поиск
14 Марта  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Ата – баланы уясы.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный