НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ, НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
З.Х. Текеева
(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)
Общество, как известно, не может существовать без определенных норм и правил. Карачаевское общество не являлось исключением в прошлом, не является им и в настоящее время.
Считается, что традиционные нормы жизнеустройства сохранялись в горских обществах как в годы Советской власти, так и после развала советской системы.
Но так ли это на самом деле?
В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать: что же сохранили карачаевцы (особенно подрастающее поколение) из адатов своих предков.
Дети в карачаевских семьях пользовались большой любовью и заботой. В крестьянском быту от наличия детей, и, прежде всего, сыновей, зависели и количество рабочих рук в семье, и уход за родителями в старости. Старшее поколение не только требовало от младшего послушания и покорности, но и располагало к себе вниманием и участием, всей жизнью, не столько для себя, сколько для детей и внуков. В них видели продолжателей рода, опору старости, помощников в хозяйстве. В связи с этим большое значение придавали процессу воспитания детей и мальчиков, и девочек в равной степени.
В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10-12 годам. До 6-8 лет дети воспитывались вместе преимущественно матерью. Затем начиналось раздельное воспитание и обучение в соответствии с полом и возрастом. Половозрастное разделение труда вело к не менее выраженной половозрастной дифференциации и, в частности, к разделению на возрастные категории, различающиеся своими правами, обязанностями, престижем и т.п. Семейное и даже семейно-родственное воспитание дополнялось еще более широким общественным. Ни один житель селения не оставался равнодушным к проступкам детей и в зависимости от степени вины делал ему замечание или рассказывал родителям. А поскольку жизнь ребенка, а тем более подростка протекала не только за оградой двора, но и на улице, обрядовых сборищах и т.д., роль общества и общественного мнения в формировании подрастающего поколения была очень заметной1.
Как и все народы мира, карачаевцы придавали огромное значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. И на одном из первых, если не на первом, мест здесь стояло внушение уважения к родителям и вообще ко всем старшим по возрасту.
Почтение к старшим прививалось всеми возможными способами. В повседневной жизни члены семьи, родственники, соседи объясняли детям, как следует вести себя со старшими, указывали на допущенные ими промахи, осуждали поступки, идущие в разрез с правилами приличия. Еще большее значение, чем назидания, имел личный пример окружающих, прежде всего братьев и сестер, показывающих, как нужно вести себя со старшими. Проступки по отношению к старшим наказывались, хотя, как правило, не рукоприкладством, а лишением какого-либо удовольствия. В результате юноши и девушки в своей основной массе уже к совершеннолетию усваивали принятые в обществе на этот счет традиции.
Но из чего бы ни складывалось влияние старших на младших и власть одних над другими, отношения между ними подчинялись строгому этикету общения. Нравственное содержание этикета требовало от младших подчеркнутой скромности и сдержанности. Считалось недопустимым пренебречь мнением или советом старшего, отказать ему в просьбе, услуге и т.п. По этому поводу Н.А. Караулов писал: «Старшинство соблюдается особенно внимательно. Старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель»2. Здесь нет необходимости перечислять все нормы поведенческого этикета. Следует только отметить, что при значительной разнице в возрасте правила поведения требовали неукоснительного соблюдения, при сравнительно небольшой – более либерального.
Большим почетом в обществе пользовались женщины. И здесь существовал этикет отношений между полами, с одной стороны, включавший в себя нравственные нормы, а с другой – соответствующие им правила поведения. Этикет предписывал мужчинам, прежде всего, защищать женщину от опасности или угрозы ее чести, оберегать ее, не допускать выполнения ею тяжелой физической работы. В то же время женщины, со своей стороны, должны были демонстрировать почтительное отношение к мужчинам. Таким образом, мы видим здесь этикет взаимного уважения полов. В то же время следует отметить, в отличие от быта семейного, в общественном быту все же больше знаков внимания не мужчине, а женщине.
Общественное мнение карачаевского общества охватывало также важнейшие сферы жизнедеятельности людей и влияло определенным образом на их поведение. Самым главным в его устоях было сохранение и приумножение престижа фамилии. «Тукъумну бетин джойма», – гласит карачаевская поговорка, т.е. не позорь честь фамилии. Именно этот тезис был лозунгом народной педагогики карачаевцев, как, впрочем, и других народов Кавказа. Поэтому члены каждой фамилии стремились положительными качествами и достоинством возвысить свою фамилию и тем самым возвысить себя, в связи с чем родители в наставлениях молодежи говорили: «Тукъумну бетин чыгъар» (поддержи честь фамилии)3.
В основе претворения в жизнь данного тезиса лежал дух соперничества «эришмеклик». Одним из них было достижение профессионального мастерства в различных сферах трудовой деятельности, чего нельзя было добиться без соответствующего трудового воспитания.
Воспитание интереса и любви к труду, потребности трудиться начиналось с раннего детства, когда под руководством родителей трудовая деятельность детей носит целенаправленный и систематический характер.
Основной проблемой, стоящей перед родителями, являлась организация такой трудовой деятельности, которая радовала бы детей, зарождала в них желание трудиться. Результатом трудового воспитания должно было стать не только приобретение трудовых приемов и навыков, но и воспитание целеустремленности и сознательного отношения к работе.
Трудовому воспитанию способствовал и общественный быт карачаевцев, одним из проявлений которого являлась взаимопомощь. Карачаевец «должен настолько заботиться о нуждающихся, чтобы ставить их нужду выше интересов своей семьи»4, - писал Г. Чурсин. Из этого высказывания видно, на каком высоком уровне находили проявление самые разнообразные формы взаимопомощи, которая по сложившейся традиции была обязательной, и отказ в помощи расценивался как безнравственный поступок. Помощь оказывалась как в личном хозяйстве, так и при общественных работах. Дети, находившиеся рядом с родителями, наблюдали за работой и помогали по мере сил. В подростковом возрасте они уже обязаны были принимать участие в подобных работах. Это позволяло воспитывать в них чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищества5.
Как ни устойчивы традиции, они не вечны. С изменяющимися условиями жизни рядом с ними появляются новации, нововведения. И как ни сопротивляются их появлению традиции, они либо под влиянием новаций обновляются сами, либо, в конце концов, уступают место новациям. Но есть еще и третий путь: не естественная эволюция, не взвешенная реформа, а крутая ломка традиций. Революция стремилась отсечь все старое и поменять местами все то, что можно было поменять. Традиционно-бытовая культура пустила глубокие корни – их надо было вырвать; она веками складывалась в тесной связи с религией – эту связь надо было разорвать. Начался сознательный и продуманный подрыв позиций стариков, их нравственного (а подчас и физического) уничтожения. Бороться с установлениями адатов и вообще старыми порядками было легче всего, так или иначе устранив их ревнителей и хранителей. А ими, естественно, являлись представители старшего поколения. Газеты и массовые журналы тех лет изобилуют нападками на стариков, которые прямо отождествлялись с кулаками и другими «враждебными элементами»6.
К сожалению, здесь следует остановиться и на том, что в период долгих лет депортации и искусственного отторжения народных традиций, карачаевский народ потерял не только большое количество своих представителей, но и многие нравственноэтические нормы поведения и взаимоотношений друг с другом.
В последующие десятилетия дальнейшему ослаблению этих традиций способствовали интенсивные процессы урбанизации – распространение городского образа жизни. В среде городского и испытавшего его влияние сельского населения переоценивались прежние ценности и утверждались новые стандарты поведения, к числу которых относилось и самоутверждение молодежи. Изменившиеся условия экономической и общественно-политической жизни создавали новый психологический климат, все более ограничивавший традиции геронтотимии семейно-родственным кругом общения. Бесценные традиции и обычаи могут быть безвозвратно утеряны.
В последнее время органы власти предпринимают шаги по возрождению народных традиций, различных этикетных норм. Но цель подобной деятельности – чисто практическая: использовать авторитет стариков при проведении различных государственных и общественных мероприятий. Делаются попытки создать Советы старейшин – Тере, созданы советы ветеранов войны, воиновинтернационалистов и т.п., сделаны попытки опереться на стариков как на неформальных общественных лидеров. Однако на деле никто не видит их практической деятельности, нет связи с подрастающим поколением и учебными учреждениями, естественно, нет и заметных результатов их труда. А между тем, мы все забываем, что гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».
Мы должны помнить о том, что без воспитания чувства уважения и гордости за достижения своего народа трудно вырастить цельных членов общества. В связи с этим сохранение и приумножение народных традиций в настоящее время является наиболее актуальной задачей в воспитании подрастающего поколения.
Примечания
1. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 73.
2. Караулов Н.А. Болкары на Кавказе //СМОМПК. - 1908. – Вып. 38. – С. 148.
3. Биджиева Ф.И., Текеева З.Х. К вопросу о связи фамильной чести и производственного мастерства в Карачае // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ (Тезисы докладов). – Карачаевск, 2002. – С. 288.
4. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. – Тифлис, 1915. – С. 15.
5. Текеева З.Х. О традиционном трудовом воспитании в карачаевских семьях // Исторические этюды – 3,. – Карачаевск, 2005. – С. 177.
6. Мусукаев А.И., Першиц А.И. народные традиции кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1992. – С. 171.
Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX – начале XX века / Материалы Всероссийской научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2009. С, 259-264
Продолжаем публикацию на тему участия наших земляков в Первой мировой войне в составе Кабардинского конного полка Кавказской туземной конной дивизии.
Дивизия была сформирована в 1914 году из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья. Полки дивизии несколько раз пополнялись прибывавшими с мест их формирования запасными сотнями. Список добровольцев одного из таких пополнений представляем нашим читателям.
Список принятых добровольцев 2-ой запасной сотни Кабардинского конного полка.
20 мая 1915 года.
№ Имена и фамилии и какого селения Сел. Шалушинское 1. Каншаов Хажипаго (рядом дописано карандашом «Султан») 2. Жаков Тембот
3. Кучменов Така
4. Кушхов Хамид
5. Нагоев Гиса (исправлено на «Хамаша Бегидов») 6. Иванов Гели
Мен Ата джурт Кафказ’дан келген Карачайлыла бла биринчи кере 1990 джылында тюбешген едим. Мамчулары тукумундан 80 джылларында еки тиширув бла аланы бирини джашы юч евлен болуп, мени атамы егечини юйюне конак болуп келген едиле. Ол келгенле аны ерини егечлериедиле. Аны аты Мухаммат, 60 джыл алга Рус-Алман урушну артындан Кафказ’дан Аврупа’га, алайдан да Тюркие’ге артда келип джерлешген талай мюлтеджиден бири еди. Ол Руссиа’да докторлук окуп бошап алайдан Аврупа’да да бир еки джылны мастер етгенден сора Тюркие’ге келип джерлешгенинде ентда бир- еки джыл докторлук окуган бек билимли сыйлы бир адам еди. 20 джылдан артык болду ёлгелли, джери джандет болсун.
Аны Кафказ’да калган еки егечи 60 джыл сора карнашларыны кёре келген кюн менда катларында едим. Ол кюнню юсюнден 25 джыл озганды да аланы бирбирлерине чырмалган кюнлери ма бугюнде есимден чыкмаганды. Бирбирлерине кычырык етип чырмалып джылаганларында, мен да джыламукларымы тыялмай салларым джызылдаган еди. Бирбирлеринден юзюлгенлеринде алкын 20 -25 джылларында джаш адамла болган бу еки егеч бла карнаш, 60 джыл сора бирбирлерине тюбегенлеринде джашаган ёмюрлерини де ахыр артына джетген едиле. Не амал.
Заман тохтамаздан барады, ёмюрле таусулады. Дюнияны юсюнде тюрлю тюрлю кайгыла, ентда урушла тохтамай, адамны аклында келмезлик болмаган ишле башына келе барады. Быллай затла бола тургаллыкга мени дюния юсюнде бир игилик болуп, куру бир затчыкга ол да; Руссианы ешиклерини Дюнияга кенг ачганына бек уллу кууанчым бар еди.
100 джылдан артык ата джуртну тышында болуп кеси миллетине термилген диаспорадагы Карачай халк, арталасында бирбирини тапган еди. Ата джуртга баралган барып, баралмаган да интернетте бирбирини излеп табыб, джангыдан бир болуп тебреген едик. Келин ала кыз бере, ортабызда байрамла-фестивалле курай, еки-юч айры джерден гитдже акган ырхычыклача бара-келип биририне кошулуп бир уллу шавдандан бирча тёгюле тебреген едик.
Алай болганлыкга мамырлык кёпге бармады. Мен еки кюн алга; ‘’Тюркие Рус учакны урду’’ деп ешитгенимде, тёгерегимдеги Америкалыла;’’ 3. дюния харбы башлады ‘’деп кайгы етген сагатта, мени джюрегим ёрге кёлтюрюлюп, ем алга кесибизге, кеси таулу халкыма терен сагыш еттим. Бурунгу тарихте кёп ешиклери джабылган Карачай халкны ол сёзю хаман есиме келип;
‘’ Ой, Аллах ентда бир ешигибиз джабылады кёреме’’ дедим.
Бир иги хапар ешитирмеми еке дей, андан мундан хапар окуй, тынглай тангны аттырдым. 2-3 сагат озмаган еди е-постама Кафказдан бир енчи месаж келип илгендим. Месажны окуганымда ол джазылган еки сёзге инаналмай, учак урулган хапардан минг кат даха кёп кыйналып, ойсурадым. Ол сейир месажда уа куру еки сёз джаза еди;
‘’Учагыбызны кырдыгыз’’
Муну манга джазган адам Кафказда джашап манга бек бага берген, качанда саламыны курутмаган мени ючюн сыйлы бир инсан еди. Танымаган бириндан келсе быллай бир кыйналлык тюл есемда, алай асуулу бир карачайны СИЗНИ- БИЗНИ деп джазганы бек авурума кетип, тамам кыйналгандан джазар сёз тапмай, менда былай джазып ийдим.
Сиз! +Биз! = ???!!! ........ Муну маганасы ол еди; ‘’Сен кимсе сора мен кимме? ‘’
Ол кюнню кечеси не ашаганымдан неда тамам кыйналганымдан, нек болду билмейме аяк бармагымдан башлап чачымы тюбюне деричин кызылга боянып кечени джартысында чыдаялмай джатханага(хастане/хоспитал) бардым. Дарманланы да ичип юйге кайтганымда сагат ертен 4’ге келген еди. Танг аласы джукуга кетип тургаллай ентда андан бир месаж келди. Кёзюмю ачалмай тургаллайыма кесими тиреп, джувап джаздым.
’’ Джаным бирде бек кыйналды. Кесинги орус етип, мени да тюртлю етип, сен калай алай джазалдын? ’’ дедим, кесими тыялмай. Олда мени алай сагышыма сейир болуп;
‘’Чынты хапар бере тураедим, калай алай терс тюшюнелдинг. Сени билмей кыйнаган есем а мени кеч, егечим’’ дегенинде сора терен солув алып, алай терс тюшюнгенимден де ыйлыгып тынч болдум.
Мени былай еки чам сёзге тёзелмегеними себеби, ендиге дери Карачайны башына келген кыйыллыкладан каллай бир джарсыганы, болур еди. Бизни ентда бир джарсытырыктыла деп, алай а бек бушуулума. Бир джолда даха Карачайны джуртсузлугуна, сау Дюниядагы бютёв карачайлыланы бир байракны тюбюнде болмаганына, аны муну уруш-кырышыны тюбюнде не ары, не бери болалмаганына кыйналдым.
Мени Тюркие’де джашаган Карачайлыладан да, Руссиа’да джашаган таулу халкымдан тилегим олду; Еки крал не етееселе де етсинле, биз аланы ортасында ол-бу демей бирбирибизге да, кесибизге да сак болурга керекбиз.
Биз 100 джыл сора бирбирини тапган бир халкбыз, бирбирибизге кол берейик, ентда бизни бирбирибизден юзмесинле.
Сёзюмю арт кезювюнде; Аллах еки кралны башындагылага акыл бла сабырлык берсин деп тилейме. Мюслюман краллада бек аман артыклыкла бола, урушла барады. Енди ким, кимни бла урушады, ким кимден не излейди, бирбирине катышып калганды. Ортада болган, гюнасыз халкла бла сабийлеге болады. Аллах алага ачысын. Дюнияда бола турган бу артыклыкла джюрегибизни арытып бошады.
Уллу Аллах Таулуланы да, Дюнияда бизден калган ол бары гюнахсыз халкланы да корувласын деп тилейме. Амин.
В 2013 г. в 13м номере дайджеста Эльбы вышла статья о создании этого центра. Этот центр участвовал в организации и проведении конференции, ставшей уже знаменитой. В резолюции итогового круглого стола конференции, той самой исчезнувшей с сайта ИАЭ РАН, было поставлено много задач в исследовании нашего народа. С той конференции прошел почти год. Если честно, то интересно, как поживает и над чем работает этот научный центр, и как движется решение задач, поставленных в резолюции. Есть ли у центра сайт, журнал и т.п. Когда будут опубликованы материалы самой конференции.
О малотиражируемом факте истории кумыков, В голодном военном 1944 г. тысячи кумыков — жителей сёл Тарки, Кяхулай и Альбурикент, Карасув-Отар, а также десятки семей из многих других кумыкских сёл подверглись депортации в села выселенных Сталиным в Среднюю Азию чеченцев.
...Однако ни только война таила в себе угрозы для кумыков. В голодном военном 1944 г. тысячи кумыков — жителей сёл Тарки, Кяхулай и Альбурикент, Карасув-Отар, а также десятки семей из многих других кумыкских сёл подверглись депортации в села выселенных Сталиным в Среднюю Азию чеченцев.
Земли депортированных были переданы в пользу родственников и земляков первого секретаря Дагестанского обкома аварца А.Д. Даниялова. В сознании широких народных масс именно с этой одиозной личностью из когорты «сталинских соколов» связывается дискриминационная политика коммунистического руководства Дагестана к кумыкскому населению и по сей день остающаяся доминантой национальной политики в республике. Неслучайно, что депортировались сёла составлявшие историческое ядро кумыкской этнотерритории, неизменно напоминающие кумыкам об их славном и древнем прошлом. Тарки — это столица независимого Тарковского шаухальства, как птица Феникс возродившаяся под новым названием разрушенная в 965 г. армией русского князя Святослава столица Хазарии город Семендер. Это был решительный шаг в деле манкуртизации народа.
Возвратившись, после реабилитации в 1957 г. чеченского народа, на свои земли кумыки обнаружили разрушенные дома и разобранные на стройматериал кладбища. Такие кумыкские села как Карасув-Отар Хасавюртовского района, Мутай-кутан, Оттирменаул, Караман так и не было восстановлены...
Отец Исмаила Али Беркок был мухаджиром изСеверного Кавказа и происходил из аристократического рода Джерештиевых(Жерештиевых). Он был родным братом Джюнуса Джерештиева и Османа Джерештиева. Вместе с другим родным братом Юсуфом он по политическим мотивам после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 года, переселился в пределы Османской империи.
Али Беркок Жерештиев был аталыком знаменитого балкарского князя Исмаила Урусбиева и на момент переселения дослужился до штабс-капитана врусской императорской армии. После переселения представители рода основали на территории Османской державы свое поселение в областиКайсери у города Пинарбаши и назвали его Жерешти (Jereştey), позднее оно преобразовалось в кварталЯглыпинар. Где и родился позже Исмаил Беркок.
Он рано потерял родителей, но не смотря на все трудности Исмаил Беркок всё же окончил школу и поступил в Османское военное училище, которое он окончил в 1910 году.
Первую мировую войну Исмаил Беркок встретил вМакедонии на Балканском фронте. Затем он участвовал в операциях и боевых действиях на Кавказском и Ближневосточном фронтах в частности в Ираке. В боях первой мировой войны так же участвовали два его родных брата - Ахмед и Махмуд Беркок, которые погибли в Битве при Чанаккале.
После февральской революции в Российской империи, на Северном Кавказе и в Закавказьеусилились сепаратистские силы мечтавшие об едином и свободном Кавказе. В поддержку этого выступления народов Кавказа, после подписания 8 июня 1918 года договора о дружбе между Османской империй и Горской республикой, османское руководство перебросило в Дагестанэкспедиционный отряд численностью в 652 солдат и офицеров, под руководством Исмаила Беркока, собранный в основном из потомков мухаджиров. Целью отряда было формирование Исламской армии Кавказа из собственно горцев. В поддержку отряда на Кавказ было переброшена 15 пехотная дивизия под руководством генерала Юсуфа Иззет пашы, которая стремительно заняла Баку, Дербент и Петровск (Махачкалу). Исмал Беркок пробыл на Северном Кавказе вплоть до 1920 года.[1]
Участие в войне за независимость Турции (1919—1922)Править
После окончания войны за независимость участвует в различных военных миссиях республиканского правительства. Получает звание бригадного генералаТурецкой республики. В 1936 году становиться председателем Совета военной истории. С началомВторой мировой войны назначен в Мобилизационное управление Министерство обороны Турции. С 1943года член военного кассационного суда. К моменту выхода в отставку 1946 году член Высшего военного суда Турецкой республики.
После выхода в отставку в 1950 году избирается вВеликое Национальное Собрание Турции от Демократической партии от родной для него области Кайсери. Через четыре года снова успешно избирается в парламент, но 11 мая 1954 года после операции в Лондоне генерал Исмаил Беркок умирает. Похоронен с почестями в столице Турции Анкаре.
Исмаил Беркок является автором множество статей и книг охватывающие тематику военного дела, истории Кавказа и военной истории.
К его главным работам относятся:
"Наши действия на Северном Кавказе в мировой войне и боевые действия 15-ой дивизии. Операции и сражения." ("Büyük Harpte Şimalî Kakasya'daki Faaliyetlerimiz ve 15.Fırkanın Harekatı ve Muharebeleri")
Речь в первую очередь о совершенно банальных вещах, как необходимость указать источник информации, когда админы групп пишут на исторические темы. Хотя бы просто название книги, откуда информация, а лучше конкретная библиографическая ссылка. Ну а если эти материалы есть в сети, то и ссылку на сайт, где можно ознакомиться. В вопросе популярной сейчас темы днк тестирований, гаплогрупп и т.д., заходить на форум аланла, в тему на форуме эльбы или в группу проекта в фейсбуке и хотя как-то уточнять свои вопросы, а не говорить отсебятину. Форумчане могут считать это криком души, да ведь это так и есть. Просто действительно непонятно и необъяснимо, когда с надписью "список карачаевцев всадников дикой дивизии" выкладывают список карачаевцев участников русско-турецкой 1877-1878гг., при том, что книга Ш.М. Батчаева "Карачаевцы в войнах России", все это четко расставлено по полочкам и эта книга доступна в интернете.
Про такого гиганта, как институт Археологии РАН, вообще можно было б промолчать. Они выложили электронные версии своего журнала за 70 лет, причем защищенные от копи/паста. http://www.archaeolog.ru/index.php?id=259
А на очень красивом сайте КЧГУ свои известия не выкладывают. Существует ли вообще сайт у КЧИГИ, для меня загадка.
Список балкарцев в дикой дивизии, вернее ее кабардинском полку, по сборнику документов и материалов "Кабардинцы и Балкарцы в составе кабардинского конного полка в Первой мировой войне 1914-1918 гг." сост. О.Л. Опрышко.
по сборнику документов и материалов "Кабардинцы и Балкарцы в составе кабардинского конного полка в Первой мировой войне 1914-1918 гг." сост. О.Л. Опрышко.
Историк Р.С. Тебуев о встрече с семьёй Берии, Историк Тебуев Рамазан Сагитович рассказывает на видео о встрече с матеью Л. Берии в одном из населенных пунктов, где проживали депортированные карачаевцы..
Положение можно бы исправить, т.к. на карачаево-балкарских сайтах относительно много информации о исторических событиях и достойных людях нашего народа. Но нужны люди, которые умеют работать в вики. Лично я не осилил мастер статей вики( Нет на форуме умельцев, для которых вики как два пальца об асфальт?
Басият Абаевич Шаханов, Он был сыном принявшего христианство таубия, одного из первых кавказцев врачей с проф.мед.образованием. Мать была русской, изначально они назвали сына Борис Александрович. По свидетельству коллеги Б.А. Шаханов был блестяще образованный юрист, но вместо ти
Он был сыном принявшего христианство таубия, одного из первых кавказцев врачей с проф.мед.образованием. Мать была русской, изначально они назвали сына Борис Александрович. По свидетельству коллеги Б.А. Шаханов был блестяще образованный юрист, но вместо тихой сытой карьеры чиновника, он принял Ислам, сменил имя на Басият Абаевич и посвятил жизнь тому, что сегодня называют правозащитной и общественной деятельностью, которую переоценить трудно.
Составленное Басиятом Шахановым возражение абрамовской комиссии имело колоссальное значение, т.к. эта комиссия своими выводами пыталась обосновать, что в Балкарии не было частной собственности на землю и забрать все балкарские земли в казну.
И думаю, необходимо сказать огромное спасибо Тамаре Шамшудиновне Биттировой, которая вернула из небытия имя этого человека.
Основатели первых типографий на территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Акбаев Исмаил Якубович (Чокуна-Апенди) и Урусбиев Исмаил Александрович
...Аманатов, собранных в Кабарде и окрестных горских обществах, содержали в крепости Нальчик. Там же находился и Эдигей Казиев. По-видимому, довольно быстро обнаружилось, что он не представлял собой «политической» ценности и поэтому его разрешили выкупить представителям шотландской колонии Каррас, располагавшейся недалеко от современного города Георгиевска. Основатели селения главной своей целью считали распространение христианства среди горцев. Правда, особых успехов они на этом поприще не добились, хотя и сумели обратить в христианство некоторых горцев, среди которых в значительном количестве были дети-сироты. В шотландской колонии стал исповедывать протестантское течение христианства и Эдигей Казиев. Именно с этого момента он из Эдигея Казиева (Джаубермесова) превратился в Андрея Хая (Andrew High). Позднее Андрей Хай перебрался в Астрахань, а в 1827 г., посетив родные горы, уехал в Европу. О его жизни в Европе практически ничего не известно. Однако то, что А. Хай, помимо карачаевского, черкесского и русского, владел немецким, английским, греческим, турецким языками, говорит о том, что ему пришлось немало попутешествовать и побывать в различных уголках Старого Света. В 30-е гг. XIX в. основным местом пребывания А. Хая становится Османская империя. Здесь он начинает активно сотрудничать с одним из лидеров адыгского национального движения Сефербеем Заном и другими представителями кавказских «сепаратистов», с секретарем британской миссии в Стамбуле Д. Уркартом, а также с английскими агентами в регионе Д. Беллом, Лонгвортом, Стюартом, Найтом и другими. Все эти лица занимались активной антироссийской агитацией, призывали горцев бороться за независимость и не подчиняться России, пытались наладить поставки вооружения в Черкесию и другие регионы. Они неоднократно посещали причерноморские районы Черкесии, месяцами, а то и годами, находились среди местного населения. Именно Д. Белл в июне 1836 г. подарил западноадыгским племенам зеленое знамя со скрещенными стрелами и звездами (сегодняшний флаг республики Адыгея), которое должно было стать символом адыгского сопротивления и независимости. Деятельность английских агентов и сотрудничавших с ними горцев негласно поддерживалась британским правительством, которое ставило перед ними задачу инсценировать создание марионеточного черкесского государства и обращение его «правительства» к Великобритании и Османской империи с просьбой об установлении протектората над их территорией. А. Хай принимал активное участие в деятельности английской резидентуры, перевозил корреспонденцию, участвовал в отправке контрабандных грузов на черноморское побережье Кавказа и т.п. Правительство Великобритании также подвергало сомнению условия Адрианапольского мирного договора 1829 г., заключенного между Россией и Османской империей, по которому последняя признала российским владением так называемое Закубанье, то есть земли от Кубани до Черноморского побережья. Не признавало этого пункта договора и большинство многочисленного адыго-абазинского населения этого региона. Подстрекаемые Великобританией адыги с 1830 г. нередко отправляли посольства в Турцию для того, чтобы удостоверится в правдивости и реальности адрианапольских договоренностей, а, заодно, и заручиться поддержкой иностранных государств в борьбе за сохранение самостоятельности. Очередная адыгская делегация в 1833 г. была перенаправлена османским правительством в британское посольство, где Д. Уркарт встретил её весьма любезно и уверял в том, что английское правительство примет самое деятельное участие в «черкесском вопросе» на стороне горцев. В конце концов черкесские представители, патронируемые Д. Уркартом, для дальнейших переговоров решили отправить от себя доверенное лицо в Великобританию. Доверенным лицом стал А. Хай. Он посетил Лондон, где был представлен в качестве посла от кавказских горцев и встречался с членами правительства Туманного Альбиона, с различными представителями английского истеблишмента. Англичане не скупились на посулы и просили «кавказского представителя» передать своим соплеменникам, чтобы они не подчинялись России и вели вооруженную борьбу с ней, обещая со своей стороны всяческую помощь и поддержку. В 1838 г. в жизни и политических взглядах А. Хая вновь наступили серьезные перемены. Он поссорился с Д. Уркартом, неожиданно завязал переписку с представителями российской дипломатической службы в Османской империи, которым официально заявлял, что разочаровался в британской и османской политике и больше не верит в то, что они могут оказать реальную помощь горцам. А. Хай просил разрешить ему вернуться на Кавказ, изъявлял готовность поступить на русскую службу и приложить все усилия для убеждения горцев в бессмысленности сопротивления России. В качестве жеста доброй воли он передал российскому консулу в Трапезунде часть секретной переписки английских агентов с Понсонби (послом Великобритании в Турции )