Расширенный поиск
19 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.

КОЧКАРОВ КАСБОТ БАГЫРОВИЧ (1834 – 1940)

02.12.2003 0 10312

Азамат Суюнчев,

народный поэт Карачаево-Черкесии

 

Касбот родился в семье горца-скотовода старинного аула Учкулан. В большой семье отца Багыра он с ранних лет познал цену крестьянского труда: пас стада овец и табуны лошадей, заготавливал сено, сеял и жал серпом скудный урожай со своего надела - клочка земли. Отец его, человек одаренный, передал маленькому Касботу не только пастуший посох, но и песни. Современники Касбота рассказывали, что он начал петь с 5-6 летнего возраста, и у него был красивый голос.

Им прожита большая и многотрудная жизнь со второй трети XIX века до второй трети XX века. За это время произошли большие исторические события в России: отмена крепостного права, войны и революции, потрясшие страну и мир, принесшие народу неисчислимые потери, разорение и страдания. Касбот жил еще при Пушкине, Лермонтове, Льве Толстом. Он был современником народных поэтов Северного Кавказа: Сулеймена Стальского, Гамзата Цадаса, Кязима Мечиева, Бекмырзы Пачева, Цуга Теучежа и других. Всех их объединяла одна российская судьба, но каждый из них имел свой неповторимый голос. На весы добра и зла легли благородные мысли и дела поэтов старшего поколения. Они служили народным идеалам во имя человеческого счастья.

Широка и разнообразна по своей тематике поэзия Касбота Кочкарова. Главной темой творчества поэта является борьба за свободу и равноправие людей в обществе. Он протестует против крепостнического строя в России и заявляет:

Словно корабль, все идет и идет род людской,

Но остается свобода заветной мечтой.

Эй, содрогайся на троне, жестокий душман,

Знай: луч звезды рассечет беспросветный туман.

(Здесь и далее переводы)

Поэт посвятил свои песни воинам-горцам, участникам русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Наряду с воспеванием их героизма и горской удали, он показывает, какие страдания и лишения приносит война простым людям.

Сердце поэта волнуют противоречия внутри нации, конфликты между бедными и богатыми сословиями.

Бедных лишили хлеба и крова,

Бедных лишили свободы и слова,

Бедных сковали в стальные оковы,

Но не насытились нашею кровью.

Немало стихов у поэта о батрачестве:

Исхлестан дождями, и в стужу я мерз,

Была мне постелью родная трава,

Но слово народное в сердце я нес,

И только на это имел я права.

Мотивы противостояния байскому насилию и чиновничьему произволу в горской действительности звучат в песне Касбота об абреке "Канамат". Канамат - борец за свои человеческие права, затравленный царскими чиновниками, погибает в неравной схватке, а два его сподвижника были сосланы на сибирскую каторгу. Абреки наделяются автором высокими человеческими качествами мужеством, стойкостью, добротой.

Поэт находит емкие, изумительные краски для характеристики положительных героев, а их противникам - резкие и саркастические эпитеты.

Кайсын Кулиев о песне "Канамат" в своей книге "Так растет дерево" писал: "Горцы Кавказа, у которых всеми способами старались отнять свободу не могли не отдавать лучшие порывы души свободным и отважным рыцарям гор. Об этом поется в карачаево-балкарской песне "Канамат". Ее поэтическую мощь едва ли можно передать в переводе на другой язык. Запись песни о Канамате, по которой осуществлен перевод на русский язык, во многом не совпадает с тем замечательным вариантом, который запомнился мне с мальчишеских лет, когда мне посчастливилось слушать лучших народных певцов-сказителей, давно ушедших из жизни".

Не знавший грамоты, мудрый Касбот прекрасно понимал моральный кодекс горца и следовал ему. Он придавал большое значение роли поэта и поэзии в обществе и в стихотворении "Мой голос" говорит:

Богачи мне сулили свое серебро,

Буйволицу, кинжал и коня-скакуна,

Но свой голос я им не продал за добро

И не пела для них моей скрипки струна.

Особое место по своему социально-эстетическому содержанию в творчестве поэта и вообще в карачаево-балкарской поэзии занимают лирические поэмы Касбота "Хорасан", "Айджаяк" ("Луноликая"). Хотя названия их имеют восточные звучания, но это в действительности распространенные в горской среде, подлинные женские имена. Слова и мелодии поэм принадлежат Касботу Кочкарову. Он же был и исполнителем.

Произведения его автобиографичны. Статный молодой человек, великолепный танцор и певец Касбот работал табунщиком у бая Джашарбека Коркмазова, давно любил дочь хозяина - красавицу Хорасан. Она также отвечала взаимностью. Узнав об этом, бай уволил батрака, а дочь свою выдал замуж за нелюбимого ею богача. Касбот был потрясен и создал эту трогательную песню. Потом певец переселился в другой аул - Дуут.

Другая поэма посвящена молодой вдове - красивой женщине Айджаяк Джуккаевой из аула Нижняя Теберда. Она была из состоятельной семьи. Из-за бедности ему не было суждено соединить свою судьбу с ней, но ее образ запечатлен в поэме любви "Айджаяк", получившей широкое распространение в Карачае и Балкарии.

Произведения о любви Касбота поэтичны, насыщены красочными сравнениями, эпитетами, образно передают чувства влюбленных.

Когда пришла Октябрьская революция, Касботу Кочкарову было около 80 лет. Поэт верит обещаниям большевиков о наделении землей крестьян и о культурной революции в горном крае. Он восклицал:

Нет, я не стану, не стану я старым,

Хоть и тяжел он - годов моих груз,

Новый наш мир воспевать не устану -

Братский рабоче-крестьянский союз.

Касбот в 20-е и 30-е годы XX века продолжает творить. Он создает цикл песен и стихов: "Стал я молодым", "Родина", "Ленин", "Красная Армия", "Джигиту Чкалову" и другие. Преобразованиям на родной земле посвящает стихи: "Микоян-Шахар", "Колхозная жизнь", "Уборка хлеба", "Детям".

Следует отметить не только тематику, но и афористичность языка, простоту синтаксиса его произведений, близость к разговорной речи.

У Кочкарова мало произведений о природе. Стихия поэта - человек и общество. Поиски счастья, надежда на лучшую долю жизни - вот основной лейтмотив его поэзии. В нем жило всегда содержание нартских сказаний, сказочного эпоса, старинных и современных ему народных песен. Он, вдохновленный народными песнями, создавал свои замечательные произведения.

Тематика произведений поэта свидетельствует о нерасторжимости его произведений с окружающей его действительностью, с национальной традицией в песенном искусстве.

К сожалению, творчество Касбота полностью еще не опубликовано. Во-первых, не всегда уделялось должное внимание творчеству народных поэтов в период появления письменности в 20-е годы. Во-вторых, подлинные варианты текстов произведений Касбота в 30-е годы хранились в рукописных фондах Карачаевского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, были уничтожены в период временной фашистской оккупации края и выселения карачаевского народа.

Кроме того, произведения Касбота, опубликованные при жизни автора и после его смерти, в большинстве своем имеют искажения оригинала, так сказать, в "обработке" в период политизации не всегда добросовестной, теряя свою первозданность и индивидуальность, где встречаются слова и лозунги, не характерные для мышления поэта. Но все же многие произведения поэта имеют большую ценность. Наш долг продолжать поиски произведений народного поэта, бережно хранить чистоту песен Касбота.

Каждое поколение по-своему осмысливает творческое наследие выдающегося певца и талантливейшего поэта. И земледелец, и пастух, и юноша, и девушка находят в них для себя вдохновение и урок для жизни. А это - ценности на все времена.

Касбот - большой знаток устного народного творчества. Исполнение и пропаганда народной песни занимали в жизни Касбота Кочкарова не менее важное место, чем его поэтическое творчество. Хорошая народная песня не оставит равнодушным - она будит мысли и чувства.

На одном из пленумов Союза композиторов А.Хачатурян как-то сказал, что "песенный жанр важнее симфоний". Песня была и остается любимым жанром в народе. Огромна была роль народной песни в горском обществе в былые времена, ни одни сходы граждан, свадьбы и другие торжества и встречи не могли пройти без песни. А несла она историю и героику, обычаи и обряды - весь моральный кодекс горца. Песня - не только слово, но и музыка, а зачастую и танец.

Нет нужды говорить, какое множество людей в эпоху Касбота собирал живой голос певца-импровизатора, хранителя народной мелодии, в пору отсутствия грамоты, театра и других просветительных учреждений.

Если бы составить карту песенных "экспедиций" Касбота, то были бы обозначены не только древние и новые селения Карачая, но и почти все коши и полевые станы Приэльбрусья, Бештау, Архыза, Теберды, долин и гор Балкарии. Тогда, по всей вероятности, и родилась поговорка: "Песня рождается в Карачае, поется в Баксане, а распевается в Чегеме". Вот почему Касбот был желанным гостем и любимым певцом.

Касбот Кочкаров в течение своей долголетней жизни исполнял старинные обрядовые песни "Благопожелания", охотничьи "Апсаты", "Бийнегер", трудовые и бытовые песни "Эрирей", "Долай", исторические "Ачей улу Ачемез", "Татаркан", "Джандар", песни о любви "Зарият", "Кемисхан", "Акбийче и Рамазан", сатирические песни.

Еще в дореволюционное время путешественники и ученые отмечали незаурядный талант певца. Профессор В.Шаровский в своей работе "По Карачаю летом 1907г." ("Еженедельник русского горного общества", Москва, 1908г.) пишет: "Вскоре пришел Солтан-Мурат, и он привел с собой лучшего песенника Касбота Кочкарова, - старика, который оказался веселым и речистым, говорил он скоро и, должно быть, содержательно и красноречиво, потому, что своими речами и тостом он вызвал всеобщее одобрение".

В начале XX века венгерский востоковед В.Преле после фольклорной экспедиции в Карачай опубликовал в Будапеште в 1909 году оригинальные варианты текстов нескольких песен Касбота. Юрий Лебединский, руководитель секции литератур народов Северного Кавказа при Союзе писателей СССР, отмечал: "В Карачае живет Касбот Кочкаров - удивительно талантливый".

Произведения Касбота уже многие годы несут большую идейно-эстетическую функцию. Сегодня творчество народного поэта изучается в средней и высшей национальных школах. Песни и танцевальные мелодии звучат по телевидению и радио в исполнении мастеров искусств. Годы проходят, а Касбот остаётся первооткрывателем страниц поэтических антологий Карачая. Мне хочется закончить свою статью словами Максима Горького, который писал: "Знание своих предков отлично вооружает потомков".

("Касбот. Избранное: песни, стихи, поэмы", Карачаевск, 2001г.)

(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет