Расширенный поиск
21 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Кёбге таш атма.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.

ЖАНАТАЕВ ИСМАИЛ КАПЛАНОВИЧ (1940 - 2007)

07.06.2007 0 6617

Ильяс Теппеев,
Нальчик

Не стало Исмаила Жанатаева. Любимого в народе певца, ведущего солиста-вокалиста нальчикского Музыкального театра, заслуженного артиста России, лауреата госпремии КБР.

Перечень званий, титулов и наград, которыми он обладал, можно продолжить еще на половину страницы. Пожалуй, и сам Исмаил запутался бы в них. В этом ли дело? На нашей памяти десятки и сотни известных людей, награжденных всеми возможными наградами, о которых забывали на следующий день после их кончины. Друзья и знакомые хорошо знали о том равнодушии, с которым Исмаил относился к различного рода государственным наградам. Его, как подлинного человека искусства, интересовало совсем другое: он спешил делать свою работу. Много лет назад, будучи еще совсем молодым человеком, Исмаил как-то сказал: "Талант - это несметное богатство. И оно должно принадлежать людям. Его нужно отдать людям". Вся его жизнь - яркое подтверждение этим словам. И возможно поэтому Исмаил никогда не переживал об официальных наградах. Ведь у него и так было то, к чему стремятся практически все люди искусства, но добиваются цели только единицы: у Исмаила Жанатаева была общенародная известность, его любят и уважают по сей день, многие искренне гордятся таким соплеменником. В каком-то смысле он достиг своей вершины, но продолжал трудиться, отдавая всего себя людям и своему любимому делу. Возможно, поэтому и через несколько недель со дня смерти не уменьшается поток желающих выразить соболезнование родным и близким артиста...

Исмаилу посчастливилось еще в раннем детстве осознать свое место в этом мире, выбрать свой Путь, чтобы никогда уже с него не сворачивать. Начинал с художественной самодеятельности в школе, потом преодолевал ступень за ступенью, пока не достиг высшего мастерства в своем деле. На Востоке говорят, что Мастера можно узнать по стилю. А стиль заключается в том, что делает он свое дело играючи, легко и непринужденно, с удовольствием и без малейшего напряжения. В этом смысле Исмаил был настоящим Мастером. И в жизни и на сцене. А когда он начинал петь, в зале не оставалось ни одного равнодушного человека. Высший уровень мастерства в исполнительском искусстве - очаровать слушателя настолько, чтобы он забыл обо всех своих проблемах и несколько минут, пока звучит песня, находился в каком-то ином мире, который дарит ему артист со сцены. Исмаил был одним из немногих, кому удавалось это сделать.

В этом и заключается секрет его популярности в народе. Возможно, также, он был близок простым людям потому, что и сам всегда был скромным и человечным. Хотя, как мне думается, здесь речь идет о понятиях, которые трудно передать словами. Просто потому, что слова - это слишком грубый материал, чтобы передавать мысли и чувства в полном объеме. Весь облик Исмаила Жанатаева, его творческий путь, его голос и манера исполнения несут в себе какой-то таинственный "знак качества". Он, как говорят, - настоящий.

В наши дни стать звездой нетрудно. Достаточно обладать соответствующей внешностью, определенной суммой денег и уметь красиво открывать рот под фонограмму. Имена вчерашних школьников и студентов музыкальных училищ, ставших вдруг в одночасье "звездами" эстрады, заполонили эфир и рекламные щиты на улицах российских городов. Современная конвейерная продукция без тени смущения вытеснила все, что по тем или иным причинам не подпадает под сегодняшние требования шоу-бизнеса. А не подпадает, надо сказать, очень многое.

Мне, как сказал бы Расул Гамзатов, темному горцу, трудно понять современную массовую культуру. Как ни старайся утвердить в памяти хоть что-нибудь из сегодняшнего списка, представленного на российской эстраде, ничего не получается. Может быть, я в свои 33 года безнадежно отстал от современной молодежи. Не исключено, что просто не разбираюсь в музыке, хотя и играю на трех музыкальных инструментах, включая скрипку. После нескольких неудачных попыток разглядеть в современных "звездах" эстрады хоть немного индивидуальности и новизны, я решил бросить это дело как безнадежное и никогда больше к нему не возвращаться. Теперь я не сомневаюсь, что "кнопочная цивилизация" не способна породить настоящих, в полном смысле этого слова, звезд. Поскольку на современных продюсерских фабриках, работающих на "массы" и скорость продвижения новых проектов, уже не придается решающего значения индивидуальности и подлинному качеству.

А подлинное качество, как ни крути, это Карузо и Шаляпин. Или, к примеру, четыре молодых человека из Ливерпуля, игравших на допотопном (по сегодняшним меркам) оборудовании, но так и не уступившим свое первое место никому в этом мире. Или наш Исмаил, который никогда не стремился на "высокие" подмостки, но смог сделать для своего народа гораздо больше, чем многие политики и общественные деятели вместе взятые.

У всех настоящих профессионалов есть схожие черты. Прежде всего они талантливы и делают свою работу со всей душой. Кроме того, достижению успеха, как правило, предшествуют долгие годы напряженной работы. В этом смысле Исмаилу Каплановичу Жанатаеву пришлось преодолевать гораздо больше препятствий, чем многим его "коллегам по цеху". Хотя бы потому, что тринадцать лет своей жизни он, как и весь его народ, был на "особом" счету у государства.

Еще не высохли у людей слезы по погибшим во время страшной дороги в Среднюю Азию, и "мирная жизнь" на новом месте не сулила ничего хорошего. Надо было выживать, несмотря на тяжелейшие условия существования. Несмотря на саму смерть, которую так часто приходилось видеть. А нам, рожденным под мирным небом, остается только удивляться тому, что наиболее талантливое, что есть в нашем народе, вышло именно из того трагического времени. Когда одна всенародная беда, длившаяся четыре года и забравшая около 30 миллионов жизней, пересеклась с тысячью других бед, порожденных депортацией.

Не слишком ли много для маленького народа, чье мужское население почти в полном составе принимало участие в отражении гитлеровской агрессии? И не в этом ли трагическая закономерность развития истории, когда, как заметил некто, "инквизиция и притеснения порождают таких как Джордано Бруно, а тихая швейцарская демократия не может предложить миру ничего, кроме сыра и кукушки на часах"? Ответить на эти вопросы трудно. Но ясно одно - настоящий талант всегда вне времени и пространства. Это как-бы особое племя людей, живущих в своем мире, несмотря ни на какие трудности. А история жизни Исмаила говорит как раз о том, что даже самые невиданные жизненные проблемы не смогут заставить человека свернуть с избранного им пути, если когда-то он поставил себе целью достигнуть высшей ступени в своем деле.

Вся жизнь - как одна длинная песня. Он пел, даже когда умирал. Шутил, что уже не может говорить обычными словами. И бесконечно далек был тот светлый день в киргизском селе Благовещенка, когда у солиста школьного хора Исмаила Жанатаева был первый и самый волнительный концерт. Первые благожелательные отклики и первые друзья в музыкальном мире. И чувство уверенности в своих силах, которое поможет молодому артисту ломать барьер за барьером, преодолевая любые препятствия, неизбежные для человека с клеймом "спецпереселенец".

А со временем - победы в художественных смотрах, фестивалях и конкурсах стали привычным делом. Исмаил словно был рожден для сцены. Легко и без напряжения, с каким-то особым удовольствием, он исполнял песни на русском, балкарском и киргизском языках. Районные и республиканские газеты всегда выделяли талантливого балкарского юношу. И, несомненно, это можно назвать успехом. Но Исмаил понимал, что это только начало пути, и настоящий успех придет только тогда, когда будут пройдены все ступени мастерства. А пока он еще находился только в самом начале нелегкой творческой дороги.

Переломным стал день, когда Исмаил впервые попал в Государственный киргизский театр оперы и балета. Шла опера "Айчурек". Рядовое событие для многих знатоков, но не для молодого певца из художественной самодеятельности села Благовещенка. Исмаил, по его собственному признанию, испытал "нечто удивительное", отключившись от внешнего мира. Пение профессионалов и сама театральная аура не оставили сомнений у начинающего артиста относительно его будущего.

Начался тот интереснейший, и своего рода неизбежный период в жизни, который отличает всех талантливых и увлеченных молодых людей и делает их в чем-то похожими друг на друга: Исмаил стал скупать пластинки известных певцов и через несколько месяцев знал наизуть все известные на тот момент песни и оперные партии. Не только знал, но и, естественно, пел, чаще всего, когда дома никого не было.

Уже тогда многие советовали ему выйти на большую сцену. И, надо сказать, в этих пожеланиях не было и доли комплимента. У Исмаила хорошо получалась его любимая работа. Но, в который раз, он отказывался от искушения "рвануть" на высокие подмостки. Художественная самодеятельность и даже многочисленные победы на всевозможных конкурсах воспринимались им как своего рода репетиция перед серьезным делом. Возможно, он не хотел прослыть певцом-cамоучкой. Но скорее всего, дело в воспитании, в некой внутренней установке делать все основательно. Причем, не только в профессиональной сфере, но и во всем остальном, что касается обычной жизни.

Как мужчина и горец он шел по своей дороге, не задаваясь утомительными вопросами о смысле жизни и о своем месте в этом мире. Когда в годы депортации надо было выживать, на философские разговоры просто не было времени. А в остальном, он просто развивал свой талант и придерживался нехитрой и проверенной народной мудрости: никогда не отделять себя от своего народа, быть полезным людям, создать семью и воспитать детей.

В числе первых Исмаил вернулся в родную республику как только это стало возможным, и уже в 1958 году поступил во вновь открывшееся Нальчикское музыкальное училище. Как и следовало ожидать, учеба давалось легко. И, возможно, эта страница творческого пути так и осталась бы обычной строкой в биографии, если бы не событие, которое, по собственному признанию артиста, стало главным в его жизни: Исмаил женился.

Аслижан, - так звали его избранницу. Жену, ставшую ему верной опорой и надежным тылом. Подругу, которой он оставался верен до конца. Ведь давно уже не секрет, что за каждым успешным мужчиной, как правило, стоит женщина. Справедливо будет добавить, что и неудачники по жизни сами виновны в своих несчастьях, поскольку, скорее всего, они выбрали себе не тех женщин. Впрочем, это нисколько не относится к Исмаилу. Сказать по правде, ему и здесь повезло. Ведь не так легко встретить женщину, которая каждую минуту своей жизни будет жить для мужа и семьи. Сам Исмаил никогда не скрывал, что всеми успехами он обязан прежде всего своей Аслижан.

Учеба в Тбилисской консерватории, три года службы в Советской армии. Этот период жизни был не из легких. Прежде всего для Аслижан, которая к тому времени ждала второго ребенка, умудряясь при этом учиться в университете, достраивать саманный домик в Кёнделене и при этом еще посылать мужу большую часть своей зарплаты воспитательницы в детском саду. Неисчерпаемая энергия этой маленькой женщины, отдававшей все свои силы домашнему очагу, не может не восхищать. Любовь к жизни, энтузиазм и оптимизм всегда помогали этой красивой семейной паре. Исмаил и Аслижан никогда не жили богато, но их жизнерадостность и верность друг другу помогали пройти через все жизненные неурядицы. Это один из редких примеров, когда любовь и взамопонимание превращали в пыль любые проблемы, из-за которых рушились миллионы семей.

Незадолго до возвращения Исмаила, в Нальчике открылся Музыкальный театр, в котором он проработал фактически всю свою жизнь.

Его первой ролью на профессиональной сцене стала сложная и объемная партия Жермона в опере "Травиата" Верди, поставленной режиссером Анатолием Шереужевым. Это был успех, который потом сопровождал его всю жизнь. Так же, как и цветы, которыми его осыпали в самых разных залах страны и зарубежья.

Из творческих удач Исмаила можно назвать партию старого цыгана из оперы "Алеко" Рахманинова (режиссер Римма Темрокова), образ Зурги ("Искатели жемчуга" Бизе), Тонио из оперы "Паяцы" Леонковалло. А также его выступления в опереттах "Летучая мышь" Штрауса и "Цыганская любовь" Легара.

Однако не эти успехи создали того Исмаила Жанатаева, который навсегда останется в памяти людей. Скорее, дело в том, что в нем было что-то подлинно народное. И даже дело не в том, что он придавал в своем творчестве большое значение народной песне. Надо иметь что-то особенное, чтобы встать в один ряд с теми, кого называют "хранителями". Хранителями народного очага, хранителями народной души. Не знаю, как выразить это словами, но мне думается, что благодаря таким личностям, как Исмаил Жанатаев, у народа еще остается шанс не потеряться в глобальном "плавильном котле" различных культур. Помнить свое прошлое, не ошибаться в настоящем и ощущать себя полноценным человеком.

Человеком, живущим на своей земле и со своим народом, который имеет свою историю, свои традиции и своих хранителей. Таких, к примеру, как Исмаил Жанатаев, который однажды сказал: "Жалею ли, что занимался всю жизнь делом, которое не дало материальной отдачи? Нет, не жалею. Я занимался своим любимым делом. Это - главное".


(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет