Расширенный поиск
27 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Зарда марда джокъ.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Кёбге таш атма.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.

Спецлюди

07.03.2004 0 4179

Х.И.Хутуев, доктор исторических наук,
Нальчик 

52% из высланных балкарцев составляли дети, 30% - женщины, остальные - это старики и вернувшиеся с войны инвалиды. Только за 9 месяцев 1944 года родилось 66 детей, а умерло 1592 человека.

60 лет депортации балкарцев.

Директивы Берия устанавливали для переселенцев особый строгий режим и изоляцию - создавался искусственный барьер между высланными и местным населением. Так, между населенными пунктами, районами, областями, помимо шлагбаумов, комендатур, стояли и вооруженные посты внутренних войск, а на границах союзных республик и краев были воздвигнуты своеобразные "китайские" стены.

Все поезда, автобусы, автомашины и даже гужевой транспорт подвергались тщательной проверке, чтобы ни один переселенец не мог выехать без ведома коменданта НКВД с места поселения, даже если этого требовали его служебные дела.

Все пункты поселений были разбиты на десятидворки. В каждой назначался старший, который отвечал за наличие переселенцев и регулярно отчитывался перед комендантом. Помимо этого каждый взрослый спецпереселенец должен был в определенные сроки посещать комендатуру и расписываться в специальном журнале. На содержание контролирующего аппарата по линии Министерства внутренних дел тратились немалые государственные средства.

Если у шлагбаума комендант останавливал обыкновенный автобус с пассажирами и на вопрос "Есть ли здесь чужие?", подразумевая под "чужими" спецпереселенцев, получал отрицательный ответ, все пассажиры подвергались проверке. Если при этом обнаруживался спецпереселенец - его подвергали задержанию и затем штрафу, в лучшем случае, а обычно - репрессии.

Коменданты, наделенные бесконтрольной властью над людьми, нередко проявляли себя мягко говоря самодурами. К примеру комендант селения Каракундуз Джамбульской области Казахскои ССР арестовал невесту во время свадьбы за то, что она вышла замуж без его ведома, то есть, не испросив у него разрешения. А вот пример другой: 2 мая 1948 года в Карагачевой роще - месте гуляний и маевок жителей города Фрунзе, столицы Киргизской ССР - собрались друзья и родственники, среди которых были и кавказцы, в том числе спецпереселенцы. Пели родные песни, играли родную музыку, в частности лезгинку. В разгар веселья прибыл спецвзвод войск НКВД во главе с капитаном и начал проверку документов. Не выявив нарушений, капитан запретил играть лезгинку и петь, назвав это "бандитской музыкой". Подобные примеры не единичны.

Спецпереселенцы возмущались, протестовали, но все это не имело смысла. Обращались к Сталину с официальными - персональными и коллективными - письмами, прося его прекратить издевательства над людьми, исправить допущенную в отношении репрессированных народов дискриминацию. Авторы этих писем рассматривались как враги народа, как люди, выступающие против мероприятий партии и правительства, и подвергались репрессиям. Так, офицер Советской Армии, награжденный за участие в Великой Отечественной войне многими боевыми орденами и медалями, А.Соттаев за подобное письмо Сталину был осужден на 25 лет лишения свободы. За те же "проступки" были арестованы балкарцы Башиев и Караев - первый из них умер в тюрьме, второй освобожден после 1953 года.

Ограничениям и репрессиям подвергались и представители других национальностей, связавшие свою судьбу со спецпереселенцами - вышли замуж и женились. Много женщин - русские, украинки, белоруски, кабардинки, осетинки ... - "опрометчиво" вышли замуж за чеченцев, калмыков, ингушей, балкарцев, карачаевцев, немцев... В момент выселения им предлагалось отказаться от семьи, чтобы остаться на свободе. Иначе они подвергались общей со спецпереселенцами участи. Случалось, семьи разрушались, дети оставались без матерей, так как должны были оставаться с отцами. Овдовев на спецпереселении, женщина "незапятнанной" национальности с трудом освобождалась от спецучета...

Местное население перед прибытием эшелонов с переселенцами получало установку - не общаться с ними, не пускать в свои дома, не помогать им ни в чем по причине их "неблагонадежности". Это создавало для устройства спецпереселенцев дополнительные трудности. К примеру, на постоянное место жительства в Казахскую ССР в 1943 - 1944 годах было ввезено 114 484 семьи (507 480 человек), в Киргизскую ССР - 137 298 человек. Из них мужчины составляли 18 процентов, женщины - 29,1 процента, остальные были дети (52,9%). Бытовое устройство такой массы людей требовало огромных усилий, средств и кропотливой работы с населением. Самым сложным оказалось решение жилищного вопроса. На 1 сентября 1944 года на 31 000 семей приходилось около 5 000 крыш. Это в Киргизии. В Казахстане около 64 тысяч семей проживали в порядке уплотнения, остальные оставались под открытым небом. Считались устроенными семьи, живущие по 10 человек на площади в 6 - 12 кв.метров.

Материальное положение переселенцев было таким же. Запасов, как продовольственных, так и промышленных, никто не имел. Те, кто попадал в Сибирь или на север Казахстана, попросту замерзали, не лучше чувствовали себя и те, кто попадал в южные районы Средней Азии, ибо резко континентальный климат этих мест очень отличался от мягкой и теплой погоды родных гор. В результате смертность переселенцев превосходила нередко половину - умирало до 70% людей.

Необходимо понимать, что переселенцы понесли не только материальный и физический урон, но и значительный моральный: люди болезненно переносили утрату личной свободы и гражданских прав. Никто из переселенцев не мог быть избранным ни в местные, ни в верховные советы, нередко коменданты своей волей лишали переселенцев права голоса, молодежь не принимали в комсомол, в партию, не допускали на руководящие должности, на преподавательскую работу - при крайней недостаче учительских кадров на местах. Родной язык фактически запрещался, прекратилось издание книг на родном языке, а следовательно, всякое развитие национальной культуры. Об этих народах запрещено было упоминать, не то, что рассказывать об их жизни в прошлом и тем более в настоящем. Деятели национальной культуры, творческая и научная интеллигенция этих народов была поставлена вне жизни, использовалась не по назначению. К примеру, известный балкарский поэт, фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, орденоносец Керим Отаров работал в красильном цехе Фрунзенской трикотажной фабрики, а Кайсын Кулиев - тоже фронтовик и орденоносец - длительное время не мог нигде трудоустроиться. Список этот можно продолжить.

С годами трудолюбивые спецпереселенцы получили признание местного населения, сдружились с ними, но одновременно режим ужесточался сверху. В 1948 году вышел новый Указ за подписью Молотова, утвердивший еще более строгий режим для спецпоселенцев. По этому Указу были взяты на спецучет все участники Великой Отечественной войны, принадлежавшие к репрессированной национальности. Дети переселенцев, особенно в сельской местности, фактически потеряли возможность учиться. В 1944 году в Казахстане из 50 329 детей школьного возраста обучалось немногим более 6 000. В Киргизской ССР в 1945 году из 21 015 детей училось только 6 643. Во многих населенных пунктах работали только начальные школы, семилетних было втрое меньше, а десятилеток насчитывалось единицы. А поскольку передвижение ограничивалось...

Правовая незащищенность спецпереселенцев приводила к тому о часть местного населения чувствовала безнаказанность в издевательстве над спецпереселенцами. Нередко дело доходило до драк, убийств, провокационных оскорблений. К примеру, в июне 1946 года Покровка (Ленинский район Северо-Казахстанской области) местные жители убили одного ингуша, а троих жестоко избили. Колхозники сельхозартели "Коминтерн" (Калининский район Киргизии) учинили над спецпереселенцами самосуд, в результате чего были двое убиты, а третий тяжело ранен. 

Естественно, свободолюбивые кавказцы долго не терпели и начали давать сдачу, защищать себя и свои семьи, что обернулось против них же Примеров здесь можно привести бесконечное множество. Пострадавшие спсцпереселенцы во всех случаях официальными властями представлялись зачинщиками всех драк и конфликтов, бандитами и т.д. Власть имущие расправлялись со спецпереселенцами по собственному разумению - произволу не было пределов. Вот типичнейший пример. Председатель колхоза "Кем-Арык" Таласского района Осмоналиев систематически избивал спецпереселенцев, особенно издевался над женщинами, невзирая на возраст - от 80-летних старух до подростков. И все безнаказанно.

Но и добрые люди тоже были. И самое примечательное то, что сегодня бывшие спецпереселенцы, не забывшие пережитое, чаще вспоминают людей, проявивших доброту, чем тех, кто издевался над ними...

----------

КЪАРА КЮН
(халкъ жыр)


Итле бушуулу улуйла, жаным,
Киштикле - ачы макъыра.
Эшикле къаты къагъыладыла,
Юйдегилени чакъыра.

Ушкок къалакъла тиелле, жаным,
Терк ачылмагъан эшикге.
Анасы юсюне къапланды, дейди,
Сабий сескеннген бешикге.
 
Танг эрттен, жаным, не болуп кьалды,
Билмей тургъанлай, Малкъаргъа?
Кьыяма кюню жетдими, дейди,
Бу март айында хар таргъа?

Таулагъа къачып баралла, жаным,
Изгилтин болгъан а къойла.
Энди этиллик болурму, дейсе,
Малкъарда алгъынча тойла?

Хар юйге кирип, окъуйла, жаным,
Къыралны къаты буйругъун,
Малкъар халкъны уа былайдан, дейди,
Къайры эсе да къурурун.

Къыяма кюннге ушайды, жаным,
Тёгерек - сыйыт, хадагьа.
Бирча Аллахха биз таянайыкъ,
Мадар жокъду да къадаргъа.

Тыгъырыкъланы кишнеп барады
Быладан къачхан тор атынг.
Хар юй сайын а бёлгенди, дейди,
Сталин юч да солдатын.

Аш, хапчук зат да алалмайдыла
Къарыусуз къартла, сабийле.
Жашла аскерде къалдыла ансы,
Жетмез эдиле бу кюнле.

Школ аллында сакълайды, жаным,
Бизни элтирик машина.
Андан а къарап,сарнайды ана,
Къара къан жаууп башына.

Малла таралып мёнгюрейдиле:
"Кимге къоясыз бизни?" - деп.
Ай къыйынлы халкъ, санга болмазмы
Уллу Аллахдан бир себеп?


Биз журтубузну къоюп барабыз,
Кимле къарарла таулагъа?
Умутубузну юзюп кетмейбиз,
Аллах жетдирир жаулагъа.

Огъурлу къартла машиналадан
Жиляп къарайла да артха,
Къайтмазлыкъларын сезе болурла
Жандан багъалы бу журтха.

Жиляу, хадагъа, къычырыкъ,- уруп,
Бизни талагъан суумуду?
Бары да бирге къошулуп, буруп,-
Жаханим деген бумуду?!

Чыгъып барабыз биз Малкъар тардан,
Ала барырмек акъ къардан?
Секирип кетсек эди уа жардан.
Не хайыр болур биз бардан?

Къарт, машинадан секирип тюшюп,
Жерни къучакълап, жиляды,
Ол, тобукъланып, ол, дууа тутуп,
Аллында ташны сылады.

Ой, сау къалыгъыз, сиз таулу элле,
Къарагъан кёзге асыула.
Ой, сау къалыгъыз, кийикли жерле,
Сиз, бийик таула, терк суула!

Ой, туугъан жерим, огъурлу журтум,
Сен сау къал, жаным, саламат!
Къоркъма, биз къайтып келирбиз артха,
Аллахха бол сен аманат!..

Сау къалгъаныбыз къайтырбыз артха,
Аллахдан бир буйрукъ болса,
Халкълагъа тейри эшик ачылып,
Этген тилеклери толса!..

----------

Акъ сыртдан манга дери - сени ауазынг
...Парий жиляу эте эди, ууалгъан бешикни жиляуун. Халкъ бешигини жиляуун.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет