Расширенный поиск
18 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Уруну арты – къуру.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ат басханны джер билед.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.

Эффект бабочки

15.11.2012 0 4062  Ксанаева Ф.
Фатима Ксанаева,
Нальчик


«Софитов свет на сцену устремился
И освещает ярко каждый уголок.
И ты как будто заново родился:
Терпения порвался волосок.
Но крик толпы закладывает уши,
А ты приветствуешь их всех любя,
Пора начать: они хотят послушать
Как ты поешь, даря всего себя».

(автор неизвестен)



Прежде чем появились музыкальные инструменты, люди научились петь. Через пение люди могли выражать свои чувства, эмоции. Интонации голоса сплетались, выстраиваясь в единую линию, рождалась мелодия. Первые вокалисты - народные певцы. Их всегда с удовольствием слушали, внимая каждому звуку богатого и переливчатого голоса. Увы, о таком многим современным исполнителям остается лишь мечтать. Для современной эстрады выпало немало испытаний с развитием технического прогресса в лице молодых исполнителей, мало-мальски умеющих держать в руках микрофон, и уже стремящихся на сцену, в надежде получить славу и огромные гонорары. И мало кто понимает, что на самом деле быть певцом - это сложный и жертвенный труд.

Мечтать стать певцом может, конечно, каждый. И для таких людей вопрос о том, как стать хорошим певцом, является буквально вопросом, от которого зависит их счастливое будущее. Для одних – это не сложно, если они имеют, и талант, и огромное желание добиться результата в пении. Для других – это долгий тернистый путь, и большинство, столкнувшись с труднопреодолимыми препятствиями, сдаются и прячут свою мечту в дальний ящик. А добиваются результатов те, кто готов к действительно большой работе, кто понимает, что умение петь не придёт сиюминутно и нужно приложить немало усилий и потратить не один год своей жизни, чтобы осуществить свою мечту.

Халимат Гергокаева – явление на нашей сцене уникальное. Мощный и многогранный голос певицы сочетается с трудоспособностью, здоровой самокритикой, с ней интересно и увлекательно работать. Она до блеска шлифует каждую песню, доводя ее до совершенства. Для нее нет мелочей во всем, что касается ее профессии. Находясь рядом с таким человеком, ты начинаешь, также с уважением и пониманием относится ко всему творческому процессу.



- Как влияет на тебя, твоих коллег по цеху стереотипное восприятие сценической жизни - как чего-то яркого легкого и блистательного, насколько это соответствует действительности?

- Если на сцене действительно профессионал, то весь этот блеск, яркость и легкость праздника - это зримый результат стоящего за всем этим неимоверного труда, времени, физических и моральных сил. Ведь песня длиться 3-4 минуты. Всего-то, может подумать зритель, а ведь ради этого мгновения тратиться ни один час записи на студии, ни один час репетиции. Может показаться, что за всем этим стою я одна, но это не так! Один мой выход на сцену - это работа целого коллектива. Об этом я никогда не забываю, всегда с благодарностью и уважением отношусь к своим коллегам. Ощущение атмосферы праздника, который певец создает на сцене – это и есть тот самый результат проведенной работы и, конечно, это праздник для самого исполнителя. Ради этих нескольких минут все и старались. По певцу никогда не будет видно, через что ему пришлось пройти ради этого выступления сейчас. Он своим видом обязан дарить людям праздник, блеск и легкость.

Еще будучи студенткой, мы с моим преподавателем над одним словом могли работать полчаса, чтобы подобрать динамику, чтобы было акцентировано внимание на смысле слова, чтобы привести зрителя к кульминации. Он научил нас с уважением относиться к своей профессии. Мелочей не бывает. Иной раз, когда перед концертом видят, что я репетирую, на меня смотрят как на инопланетянина. Мол, зачем!? А хотя во всем мире так принято - перед выступлением обязательно надо опробовать сцену. Ты сам должен услышать, как будешь звучать, какая сцена, чтобы не оступиться, почувствовать сам зал и настроиться, даже если тебе там работать всего несколько минут. Для меня это необходимо и не представляю свою работу иначе. И многие мои коллеги относятся с таким же трепетом к тому, что делают. Частенько сталкиваемся с тем, что не все это понимают. Вот тогда становится обидно за свою профессию и за ее восприятие через определенные стереотипы.

- А может это происходит из-за того, что республика у нас маленькая и как только исполнитель становится популярным, быстро узнаваемым, он, соответственно, меняется в поведении, как говорят у нас в народе – « он зазвездился». Как тебе удается не меняться?

«Звездностью», на мой взгляд, чаще заболевают в действительности те, кому на самом деле не хватает или внимания или уверенности в себе. Судя по моим коллегам по цеху, действительно талантливые люди, неимоверно скромны в обычной жизни.

Имея представление о том, насколько человек талантлив и профессионал, не перестаешь удивляться и тому, какой он аскет в жизни. Мы как доктора - умеем всего лишь петь, и этим своим даром лечим души людей. Называться звездой имеет право не каждый. Это право надо заработать своим талантом, каждодневным трудом вплоть до самопожертвования. Конечно, я понимаю, что ты имела ввиду, ведь наши певцы - это звезды, вспыхнувшие мгновенно с выходом на сцену. Но если человек занимается любимым делом, то и отношение к нему соответственное. Для него куда важнее работа над собой, нежели то, что стали его считать звездой или нет. Такой человек никогда не заболеет этой болезнью. А если он пришел в эту профессию ради материального блага и блеска славы - он обманывает и себя, и зрителя. Я не могу понять таких людей и относиться к ним с уважением. Я училась этой профессии, меня учили прекрасные учителя, достойные люди. Это чистое, хорошее дело. И становится обидно, что из-за вот таких вот звезд у зрителя складывается отрицательное отношение к нашей работе.

- Мне очень нравится твое отношение к сцене. Неоднократно наблюдала на концертах, как ты готовишься к выступлению, репетируешь, настраиваешься. И даже помню случай, когда ты пришла вести вечерний концерт, а у тебя это было третье большое мероприятие в тот день. Отдых был явно необходим, но на концерте ты уже блистала, и от усталости не было видно и следа. Как ты научилась так мобилизоваться?

- У меня в институте был замечательный педагог - это все он! Мне всегда везло в жизни с тем, что люди вокруг меня всегда старались поддержать и помочь мне. Преподаватели со школы - Балиева Роза, Гузеева Айшат, в институте - Кайцуков Валерий, мои родители - всегда были для меня опорой и поддержкой. Родители основа основ, они мне дали все. Папа очень чуткий и внимательный, мама открытый, очень честный, неконфликтный человек. Это те люди, благодаря которым я стала тем, кем я сейчас являюсь. Конечно, не совсем справедливо рассказать только об одном преподавателе, но так как Валерий Асланович основной педагог по вокалу, о нем хочется сказать особенно Кайцуков Валерию Аслановичу – солист-вокалист Государственного Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики, преподаватель СКИИ (Северо-Кавказского института искусств. Замечательный человек. Профессионал во всем. Он знает нашу профессию в таких деталях и обучает таким мелочам, о которых не во всех книжках прочтешь и даже не найдешь. Он человек, тонко чувствующий свою профессию, вернее будет сказать - мастерство! Он научил уважать сцену, уважительно относиться к своему голосу. Работая над техникой исполнения, он параллельно учил нас всевозможным мелочам и тому, как выходить на сцену, как кланяться, как руку поднять, как голову повернуть. Казалось бы, обучал на первый взгляд всем малозначительным вещам, а из этого всего и складывается образ певца на сцене.

Он для меня как второй отец, всегда поддержит, подскажет, научит, предостережет. Иногда в сложной ситуации ловлю себя на том, что думаю, а как бы Валерии Асланович поступил, или, что сказал бы в этом случае. Он испытал немало в жизни, казалось бы, это должно озлобить человека, а он с такой чистой душой и добротой к людям. Он умеет наладить отношения с каждым своим учеником. Беспокоится о них, созванивается, встречается, всегда в курсе их дел и сразу же отзовется для помощи. А когда ты знаешь, что твой учитель интересуется, то на тебе как бы двойная ответственность, и я стараюсь соответствовать всему тому, что он научил и добиться зримых результатов.



- Халимат, я думаю, что с выходом новых мультфильмов продублированных на балкарском языке - «Мулан» и «Рапунцель» - всем будет очень интересно узнать, кто же так чудесно поет за место главных героин?

- Ну, это незабываемо на самом деле. Ведь все это делается для детей, самой честной и неподкупной публики. Поэтому я старалась, и очень хотелось, чтобы все было качественно и красиво. У меня был уже не большой опыт участия в дубляже мультика «Балто», там я озвучивала собачку, буквально с парой фраз. А в этих мультфильмах мне посчастливилось озвучивать главных героинь, конечно, и ответственности было намного больше, но я думаю, что с режиссером нам очень повезло.

Расул Атмурзаев умеет так подвести, так объяснить, настроить, что вживаешься в образ своего героя. Коллектив, с которым я работала на дубляже был разнородным - это и профессиональные актеры, и обычные студенты, молодежь. Меня радовало то, с какой отдачей они работали, и результат, я полагаю, оказался вполне достойным. Красивая сказка получилась. А песни, конечно, заслуживают особого внимания. Например, песня, которую исполнил Алим Теппеев в «Мулане», заслуживает, на мой взгляд, полного права стать хитом. А то, как «Ас-Аланы» исполнили сценку в баре из «Рапунцель», мне кажется, получилось намного лучше самого оригинала! Когда мне дали послушать песню из мультфильма «Мулан», я была потрясена. Даже не предполагала, насколько будет интересным петь китайскую пентатонику на нашем карачаево-балкарском языке. Это что-то совершенно новое и для меня это был очень интересный опыт.

- Как окружающие, твои друзья, твоя семья воспринимают тебя в твоей профессии? Какая ты в повседневной жизни?

- Когда я начинала петь, мне было лет пять и, конечно, стремление ребенка к творчеству всяческим образом поддерживалась в семье. И тетям, и дядям, и дедушке очень нравилось, что я пою. Как какое мероприятие в школе, я сразу же в числе первых активистов. Мне нравилось участвовать в конкурсах и концертах. А когда я оканчивала школу, меня удивлял вопрос о выборе профессии. В моем случае мне он казался странным - все уже было предопределенно. Конечно, мама поначалу сопротивлялась моему выбору, и вместе с тетями пыталась отсоветовать. Оно и понятно, ведь речь шла о судьбе дочери, а родителям хотелось дать мне профессию более стандартного восприятия. Ведь они не полагали, что мое детское увлечение перерастет в дело всей моей жизни.

- Что значит для тебя сцена?

- Во-первых, это не передаваемое волнение от предвкушения самого выхода на сцену. Я всегда очень волнуюсь. Если же артист не признается, что он волнуется перед самым выходом на сцену - не верьте. Волнуются все! У кого-то оно радостное, кто-то боится забыть слова, мотив, как воспримет зритель… В общем, поводов для волнения множество.



- А реакция зала для тебя всегда ожидаема? Ты уже можешь определить заранее, как будет восприниматься зрителями твоя та или иная песня?

- Все зависит от того, как я исполнила песню, исходя из этого и реакцию зрителей предсказать несложно. Другое дело, что у каждой песни, будь то грустная или наоборот весёлая, своя энергетика и, как правило,

сильная. Вот на примере одной из песен хочу и рассказать. На стихи Кязима Мечиева, специально перед поездкой в Турцию, куда нас пригласили на празднование его юбилея, была написана песня «Иги сёз» (музыка Фатимы Мамаевой). Она была записана в очень короткое время и первый раз я исполнила ее на сцене в Турции. Признаюсь честно, очень волновалась. Мой выход объявлял Зариф Бапинаев. Он так преподнес мое выступление, что я сама воодушевилась и вышла окрыленная от предвкушения того, как я ее буду петь. И как только стихли последние аккорды, зал взорвался аплодисментами. Песню приняли очень хорошо. И в республике зрители принимают ее очень хорошо, значит, есть у песни свой такой притягательный заряд. Совсем недавно я записала новую колыбельную песню (на слова Керима Отарова, музыка Омара Отарова). Если честно, вначале я не хотела ее исполнять вовсе, так как я сама не сторонница перепевать чьи-либо песни. Одна и та же песня в разном исполнении попросту теряет сама себя и интерес у слушателей. Но в этом случае, когда я послушала, какую аранжировку сделал мне Ислам Этчеев, не влюбиться в эту песню было нельзя. Она теперь одна из моих любимых песен. Редкое сочетание красивых слов, красивой музыки и современной аранжировки.

Наше интервью сделано специально для того, чтобы рассказать о сценической жизни молодых вокалистов, потому что если кто-то считает, что их жизнь – это только цветы, гонорары и аплодисменты, то он глубоко ошибается. Настоящий вокал – это тяжкий труд, требующий полной самоотдачи и жесточайшей дисциплины. И только тот, кто готов пожертвовать своей личной жизнью, свободным временем и веселым времяпрепровождением, может стать настоящим певцом.

(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)

  • Нравится

Комментариев нет