Расширенный поиск
20 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Ата – баланы уясы.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Зарда марда джокъ.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.

Боевые топоры алан

28.10.2004 2 9641

Марат Кайгермазов,
Нальчик

В прессе часто встречаются статьи о черкесском холодном оружии, о кубачинской стали. Нисколько не умоляя значения этих публикаций, хотелось бы обратиться к истории оружия наших предков, и поделиться некоторой информацией, почерпнутой из разных источников.

Бытует мнение, что применение топоров в бою свойственно в основном скандинавам и отчасти славянам, но согласно археологическим исследованиям применение боевых топоров широко практиковалось и у алан. Хотелось бы конечно поподробнее описать все виды оружия - кинжалы, сабли, луки, копья, но сейчас мы поговорим только о боевых топорах, их разновидностях и методах применения.

Топоры (секиры) мало описаны в жизни и быту наших предков. В частности в данной статье речь пойдет о боевых топорах, изображенных на каменных изваяниях датируемых VI-XII веками, исследоваными Е.Д. Фелициным и Т.И. Куликовским на территории КЧР, В.М.Сысовым и А.М. Дьяченковым-Тарасовым на территории, простирающейся от аула Хумара до урочища Индыл-Баши и Хурзука. В качестве примера также можно привести рельефные изображения на стенах царского склепа на реке Кривой в верховьях Кубани.

По форме секиры можно разделить на следующие типы:

• Боевые топоры - секиры. Имели широкие лезвия в виде полумесяца и узкий копьевидный конец, обух был длинный заостренный и чуть опущенный книзу. Лезвие топора-секиры равномерно расширялось в обе стороны от проушины. Отверстие проушины круглое и расположенное по центру топора. Обычно такие секиры использовались для конного боя - длинная рукоять обеспечивала возможность воину увеличить радиус поражения и силу удара. Узкое лезвие обеспечивало воину высвобождение оружия из тела противника. Длинный расширенный обух позволял пробивать латы противника, и стаскивать его на землю. Интересно, что в рассказе Аквилиана Морцелино о боях гуннов с аланами и скифами встречается описание таких секир.

• Боевые топоры с узким лезвием и тяжелым обухом-молотком. Такими секирами наносились удары как непосредственно лезвием (рубящие удары), так и обухом-молотом (дробящие удары). Последние наносились, как правило, по шлему противника, поскольку в таких случаях были более эффективны, так как при ударе молот в отличие от лезвия не соскальзывал.

• Метательные топоры. Они имели Т-образную форму, более короткую рукоять, и отличную от ручных топоров балансировку. В описании Геродота походов Александра Македонского указывалось, что легионеры хваленой македонской фаланги несли огромные потери от кратковременных атак легкой конницы скифов, которые на расстояние закидывали противника топорами и мгновенно отступали.

В виду постоянного применения топоров в качестве оружия, у аланов выработалась особая техника конного и пешего боя. Она включала в себя обводящий стиль боя и прямой.
Обводящий стиль боя состоял из нанесения ударов по круговой амплитуде в малозащещенные точки противника (подсечь ногу противника ниже колена, повредить лошадь, то есть нанести урон, но не выходить самому на прямую линию атаки).
Прямой метод заключался в использование тяжелых секир. Удар наносился по плоскостям с вложением в удар массы воина.

У каждого народа Северного Кавказа форма оружия, манера ведения боя отличались от соседних. Соответственно, оружие, которое изготавляли предки балкарцев и карачаевцев имели свои характерные особенности, равно как была и своеобразная школа боя. Более подробно о этом можно прочитать в работе Х. Биджиева "Тюрки Северного Кавказа".

P.S. Традиции былых мастеров не угасли и в наше время. Недавно был в гостях у Хамзата Бачиева, кузнеца, проживающего в Белой речке. Он показал мне сделанную им настоящею боевую секиру из булатной стали. Значит не умерли традиции изготовления...

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    anarhoturist
    09.10.2014 18:20:02
    хорошая статья.а то осетины любят умничать
    Джаратама0
    dupre
    30.09.2019 22:03:22
    Познавательно. Не знал этого.