Расширенный поиск
19 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Ат басханны джер билед.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Эл ауузу – элия.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Накъырданы арты керти болур.

Шашлык на вершине Эльбруса

17.03.2009 0 3670

Мухтар Боттаев,
Нальчик

С чего же все началось? Был прекрасный летний день, группа друзей-товарищей расположилась под соснами (коих в Приэльбрусье хватает) для пикника. Тосты были самые разные, в том числе и за седовласый Эльбрус. И вдруг кто-то высказал мысль о том, что из-за нехватки кислорода на высоте невозможно развести огонь. Фраза не осталась без реакции. Завязался спор, Мухадин Абаев, старый горовосходитель, изрек: "Даулашмагъыз, жаханим от къайда да жанады" - "Не спорьте, огонь преисподней везде может гореть".

К концу застолья итог спора был таков: Мухадин с группой своих сторонников вскоре поднимется на вершину Эльбруса и разводет огонь. А спасатели подтвердят. Правда, еще появилась существенная поправка: зачем разводить огонь, если не будет шашлыка? Единогласно решили: быть шашлыку. Точку поставил тот же Мухадин: барана резать только на вершине. Многие скептически улыбнулись, но пари - дело святое.


Руководитель "авантюры" Мухадин Абаев

И вот ранним июльским утром группа из восьми человек двинулась в путь. Настругали из сосны шепок для огня (от чыракъ), дрова заготовили из бука. Барана особого назначения поместили в старый рюкзак, для комфортности сделали надрезы для ног. Нести бесценный груз доверили Рашиду Локияеву, дрова достались Самату Курданову, Ахмат Сумаев согласился на груз из двух бутылок коньяка, Мухадин Абаев стал руководителем аргонавтов, только с той разницей, что шли не за руном, а руно (живое) несли сами. Группа спасателей - Владимир Гринос, Николай Собакорь, Юрий Тихонов, Николай Норыжный - обеспечивали безопасность. Все, кроме Мухадина, впервые поднимались на Эльбрус, без соответствующей подготовки, да еще с авантюрным планами. Тем не менее, в 9 часов утра группа добралась до Западной вершины.


Карачаевский барашек поднят на вершину

После победных возгласов приступили к привычному ритуалу - жертвоприношению, с той лишь разницей, что устанавливали своеобразный рекорд, совершая это на высоте 5621 метров над уровнем моря. Предварительно сняв теплый свитер с карачаевской овцы (Рашиду пришлось одолжить дрожавшему от холода животному), все поблагодарили Всевышнего за удачный поход. Со славами "Къарачай-Малкъар халкъыбызгъа Аллах тынчлыкъ, рахматлыкъ берсин" ритуал был совершен. На том самом месте, где, якобы, Тамерлан совершил намаз, Ахмат Сумаев зарезал овцу. Пока его разделывали, Рашид занялся главным предметом спора - разведением костра. В запасе у него оказалась бутылочка бензина, однако ветер мгновенно задувал зажженную спичинку. Пришлось пожертвовать двумя коробками одновременно и… на вершине Эльбруса загорелся костер, которому мог бы позавидовать и сам Прометей.


Уча скоро будет готова...

Шашлык, решили, тоже будет особым. Мужуру (чабанская герлыга) приделали как вертел и, как видно на снимке, начали жарить учу - баран зажаривается целиком. С прожаренного участка срезали мясо на закуску под коньяк. Через два часа расправившись с коньяком Ахмат многозначительно изрек: "Европангы бек бийик тауу Къарачай-Малкъар халкъны от жагъасы болду" - "Самая высокая гора Европы стало очагом Карачаево-Балкарского народа". Оставив для достоверности шкуру овцы на видном месте, любители закусить на высоте тронулись обратно.

Подведение итогов проходило по старому сценарию: на поляне нарзанов исторического барана разделали для обычного шашлыка. Угощали всех, кто подходил, напоминая каждому, что ест он не простой шашлык… Не удержавшись, я упрекнул Мухадина: почему не подключили прессу, Российское представительство Книги рекордов Гиннеса? "Какой Гиннес? Балкарские старики не раз и не два поднимались на Эльбрус, просто никто не фиксировал, они сами тоже не считали это за героизм. Следующий раз вытащим яка, может, тогда пригласим и вас..." - был ответ.

Немного подумав Мухадин добавил: "Кстати, мы не первые, а вторые. Когда-то в древности пророк Ибрахим на вершине Синая тоже принес в жертву ягненка". Но тогда не было Книги рекордов Гиннеса.

 

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет