Расширенный поиск
19 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Билим къая тешер.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
Translit

К вопросу о познавательном туризме в КЧР

21.01.2005 0 5181

Артур N,
Карачаевск

Мало кому в России известно, что на территории Карачаево-Черкесской республики находятся пять древних храмов. И мало того: все они являются САМЫМИ ДРЕВНИМИ в России. А кто знает, что в бассейне реки Большой Зеленчук находится старейший в Восточной Европе астрономический объект? И что на небольшой площади Нижнего Архыза сохранились памятники сразу трех видов раннесредневековой письменности - древнетюркской рунической, греческой и арабской куфической?

Конечно, те из наших земляков, которые хотя бы немного интересуются историей родного края, хорошо знают эти исторические факты. Но известно ли это так, как известны, например, египетские пирамиды или Эйфелева башня? И самый главный вопрос: представляет ли эта информация интерес для туриста, который приехал на отдых к нам в республику? Стали уже пресловутыми выражения, что мы ходим по земле, усыпанной деньгами, но не можем их поднять. Действительно ли современному туристу (горнолыжнику, альпинисту, горному туристу, курортнику…) интересно на отдыхе пуститься еще и в познавательный поход? А если действительно это им интересно, так почему же тогда никто до сих пор не занимается этим? Об этом можно дискутировать и спорить. Чем, собственно, и ограничивается дело. Я же хотел бы поделиться некоторым личным опытом практических попыток внедрить познавательный туризм в Карачаево-Черкесии. Попробую, думаю, сам, и видно будет: стоит ли дальше это развивать? В  условия так называемого низкого социально-экономического уровня жизни человек невольно мыслит более прозаически.

Работая в сфере туризма на Домбае, я решил включить в перечень маршрутов новые, до этого не обкатанные маршруты историко-познавательной направленности. И мой вывод: развивать стоит. Просто необходимо! "Позитивно-доходный" результат обязательно будет, но только при правильном маркетинговом (если можно так сказать) подходе. Клиентам нужно все грамотно преподнести.
Для себя я избрал следующие принципы работы с туристами:
- информация должна быть правдивой,
- интересной, увлекательной и в то же время - полезной,
- доступной и легкоусвояемой,
- креативной, оригинальной, самобытной;
- необходима живая обратная связь, т.е. экскурсовод должен чувствовать своих туристов, а не сухо "отбивать" заученную маршрутную информацию,
- рассказ должен содержать юмористические вставки, которые привнесут в повествование элемент развлекательности;
- сторониться споров и, соответственно, спорных тем…

Есть, конечно, и еще ряд специфических тонкостей и хитростей экскурсионной работы. В результате эксперимента обнаружилось, что новые маршруты пользовались если не бoльшим, то, по крайней мере, таким же интересом, как и классические маршруты из Теберды и Домбая.
Маршруты мои были заранее проработаны. Это поход к Сентинскому и Шоанинскому храмам (автомобильный, велосипедный), к трем зеленчукским храмам (автомобильный).

Второй - автомобильные экскурсии из Домбая в Верхнекубанскую котловину (Большой Карачай) с остановками в местах с достопримечательностями:
а) У впадения р. Худеса в р. Кубань -  Къарачайны Къадау Ташы (букв. "Замкoвый Камень Карачая" - по преданию, он упал с неба.  Возле него легендарный предводитель карачаевского народа Къарча делил земли в верховьях Кубани. Камень пользовался большим почитанием); Къарчаны от келилери (букв. "пороховые ступы Къарчи", где производился порох);
б) У аула Хурзук - раннесредневековая башня Мамия-Къала;
в) У аула Учкулан - целебный источник, близ которого старинная мощеная дорога 1860-1870-х гг. (продолжали традиции аланского дорожного строительства эпохи Великого Шелкового пути);
г) У аула Къарт-Джурт - княжеские мавзолеи позднего средневековья (продолжали традиции аланского склепового зодчества).

Нельзя сказать, что эти маршруты совсем уж новые. Когда-то в советское время некоторые из них уже действовали. Но я постарался вдохнуть в них новую жизнь. Например, когда-то известный инструктор Бойнсузов Ракай, что называется, "от балды" во время экскурсии придумал историю, которую потом ему же и пересказали - он сам над этой историей искренне смеялся (информация с его слов). А история такая. Были якобы обнаружены незаконченные тоннели от мужского Шоанинского монастыря и от женского Сентинского в направлении друг к другу. Причем тот тоннель, который шел от женского - был шире, длиннее, и там было обнаружено больше человеческих (женских) останков, чем от аналогичного сооружения, идущего от мужского монастыря. И это говорит о том, что женщины более подвержены страстям и готовы из-за этого на большие жертвы. Видимо, Ракай, в тот момент воспользовался песней Высоцкого, в которой описывался аналогичный сюжет. Надо отметить, что старые домбайские и тебердинские инструктора были талантливыми шутниками и острословами. 

К чему я вспомнил эту историю? После того, как я начал популяризировать маршруты к храмам, это заметили местные предприимчивые ребята и тоже стали возить туда людей. Но, как мне известно, они возят их туда показать "монастырь", и рассказывают при этом ракаевскую историю, ставшую уже классической. В эту историю никто не верит, но всем весело. Но ведь истинная информация об объекте гораздо интереснее!

Монастыри были основаны только в конце XIX в. и находились рядом с храмами (последние были в ведении этих монахов). А сами храмы были построены более тысячи лет назад. Когда Русь еще не была крещена, здесь уже стояли христианские храмы. Один этот факт, как показал мой опыт, сам по себе вызывает у туристов живейший интерес. После исторического познавательного экскурса по дороге к храму они спешили подойти, прикоснуться к древним стенам, сфотографировать оставшиеся фрагменты фресок, ходили вокруг храмов, осматривали каждый камень… То есть интерес к ним неописуемо высокий. Необходимо только организованно, под контролем ОДНОГО ведомства выстроить маршруты, провести небольшую рекламную кампанию среди туристов и утвердить, в конце концов, фактологическое содержимое экскурсионных текстов. Буквально через полгода отдача будет заметной.

Фото: Юсуф Атаев

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет