Расширенный поиск
18 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.

Непревзойдённые "булатники" Кумыкии

07.02.2011 0 3956

С.М. Багаутдинов

Мастера Базалая (отца), искусству которого мы приписываем самое лучшее оружие в горах, давно нет в живых, но есть целое селение базалаев, много их и в других обществах. Все они выставляют на своих изделиях одно имя Базалая-отца.

Имам Шамиль

За последнее время в печати и (особенно) по телевидению часто говорят об истории дагестанского оружия, об оружейниках и оружейных центрах Дагестана. Бытует мнение, что производством холодного и огнестрельного оружия в Дагестане в основном занимались только горцы - аварцы, даргинцы, лакцы и др. Однако те, кто рассказывают о истории дагестанского оружия, почти не упоминают кумыков, чей военный быт и богатая история говорят совсем о другом.

Издревле воинственные тюркские племена занимались изготовлением оружия. Весьма сильно в этом плане преуспели и кумыки, что подтверждают ряд найденных на Кумыкской равнине (равнина Северо-Восточного Кавказа) остатков плавильных печей, железистого шлака и фрагментов кузнечных принадлежностей. Следы добычи и переработки руды имелись около селений Каякент, Верх. и Ниж. Казанище, Капчугай, Таргу, Бойнакъ, Аркас, Янги-кент, Капкайкент и др.

Исследования учёных дали возможность установить, что ещё в раннем средневековье металлообработка получила широкое развитие у жителей Кумыкской равнины. Древние мастера умели плавить металл, получать железо, сталь и выковывать изделия необходимой упругости и твёрдости. В дальнейшем они достигли в своём искусстве такого совершенства, что могли выплавлять булатную сталь и из неё ковать холодное оружие. Слово "булат" - исконно тюркское, означает "сталь", что также подтверждает факт - булатную сталь открыли тюркские племена.

Большим достижением предков кумыков является то, что они владели секретом производства стали. Стальные сабли, выявленные на могильниках Беленджера (первой столице Хазарского каганата), являются наиболее ранними образцами подобного оружия на Кавказе и в Юго-Восточной Европе. "Их производство возможно было только в сложившихся металлургических центрах при высокой специализации кузнечного производства", писал в своих трудах известный хазаровед Мурад Магомедов. Не менее интересным является и то, что у арабского путешественника Ал-Масуди область Кубачи (в переводе с тюркского озн. "кольчугоделатель") фигурирует как один из оружейных центров Хазарии. Здесь есть о чём поразмыслить. Нынешние жители села Кубачи не называют своё село так, как оно называется ныне, они называют его Кар-Урбуг.

Кумыкским правителям часто приходилось вести войны то с Россией, то с Грузией, то с Кабардой и Ираном. И правители нуждались в хорошем оружии. Центрами оружейного дела в Кумыкии были Верхнее и Нижнее Казанище, Таргу, Эндирей, Аркас, Башлы и др. Но главным оружейным ценром Кумыки по праву считалось всё же Верх. Казанище, где основная часть жителей этого села занимались изготовлением холодного и огнестрельного оружия. Козубский Е.И. писал следующее об оружейниках Верх. Казанище : "…Славились выделкой клинков шашек и кинжалов ружейных стволов". А. Омаров в 50-е годы 19 в. отмечал, что особым щегольством среди молодёжи селения Куркли считалось носить казанищенские кинжалы. Г. Алкадари в своей книге "Асари-Дагестан" писал, что прежде у дагестанцев было поверье, согласно которому одним из признаков счастья у горца считалось наличие кинжала казанищенского мастера Базалая-Али (внук Базалая-отца) или мастера Абдул-Азиза. Лучшими казанищенскими оружейниками считались роды Базалаевы, Темирукаевы, Ираджабовы, Маматаевы и многие другие. Ныне большинство произведений их искусства находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Новочеркасска, в музеях Стамбула, Парижа, Тегерана, Тбилиси.

Особо знаменитым был род Базалаевых, родоначальник Уллу Базалай, Базалай-отец, родился приблизительно в конце 18 - нач. 19 вв. Изготавливал как огнестрельное, так и холодное оружие, но прославился он выделкой своих булатных кинжалов. И.И. Берёзин писал в 1850 г.: "Лучшим мастером кинжальных клинков считался покойный Базалай-отец, на место его заступил Базалай-сын, но работа его далеко уступает отцовским произведениям в крепости и в чистоте отделки". По словам известного кавказоведа и участника многих кавказских походов российской армии В. Потто, на Кавказе лучшими произведениями считались шашка Гурда и кинжалы старого Базалая. Со слов краеведов известно, что за кинжалами Базалая-отца в Верх. Казанище приезжали из Грузии, России, Турции, Ирана. В Государственном историческом музее в Москве хранится несколько его работ. Также в музее Кавказского оружия, что в Москве, хранится одна его работа Базалая-отца и одна работа его внука. В 1851 г. базалаевские кинжалы экспонировались в Лондоне. Один английский профессор из Лондонского университета 10 лет бился над секретом базалаевского булата в советское время, пытаясь разгадать его. Но все его усилия и потраченное время и деньги оказались тщетными. При этом следует добавить, что наряду с профессором весь университет работал над секретом такого булата.

Булатный клинок непревзойдённого мастера Базалая-отца мог легко разрубать кольчугу, панцирь или клинок противника, не повреждая при этом сам клинок. Известно, что кинжал Базалая мог рубить любой другой кинжал и поэтому ценился выше других. При ударе об наковальню он легко входил в неё - как нож в масло, чего не скажешь о других дагестанских клинках и кинжалах.

Секрет базалаевского булата утерян и до сих пор не раскрыт, потомки мастера унесли секрет в могилу. Ещё при жизни мастера многие подделывали его кинжалы и выдавали другие образцы кинжалов за его, базалаевские.

В своём очерке "Кавказец", М.Ю. Лермонтов характеризуя типичного представителя русского офицерства Кавказкой армии, пишет: "У него завилась шашка, настоящая гурда, кинжал старый базалай, пистолет закубанской отделки". Многие видные состоятельные русские генералы и местные князья в 19 в. в Дагестане были обладателями кинжалов мастеров Базалаевых.

Имам Шамиль также высоко отзывался о базалаевских кинжалах и считал их самыми лучшим в горах. Известно, что воины Умалат-бека Бойнакского, вооружённые метровыми кинжалами старого Базалая, участвовали в рукопашной схватке против русских штыков у Герзельаулского укрепления.

Другим очень известным кумыкским оружейником был Шахманай из Гелли. Изготавливал он только сабли, которые пользовались огромным спросом как в Дагестане, так и за границей. Шахманай был главным оружейником у Абу-Муслим шаухала. По некоторым непроверенным источникам клинки Шахманая превосходили по качеству даже базалаевские образцы. В 1867 г. Шахманай лично представил на Всемирной выставке в Париже клинок шашки и дамский кинжал, отделанный золотом.

Автор надеется, что опубликованный материал не только послужит источником познавательной информации, но и вызовет интерес к истории кумыкского оружия вообще. 

Рассмотрено и передано для опубликования решением общего собрания краеведческого общества "Анжи-Кала" от 03.08.2010 г.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет