Расширенный поиск
22 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Ата – баланы уясы.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.

К истории титула крым-шаухал

31.08.2015 0 3730  Алиев К.М.
О достоинстве (статусе) крым-шаухала

Достоинство крым-шаухала (наследника престола) у кумыков сравнивают с достоинством «калгай-султана» в Крымском ханстве [1]; можно, наверное, сравнить с кронпринцем у германцев (нем. Kronprinz, букв, принц (князь) короны). В Карачае этот титул, очевидно, стал фамилией правящей династии князей Крым-шаухаловых (в рус. транскрипции Крымшамхаловы), происхождение которых по одной из версий связывается с шаухалами Тарковскими, по другой, что менее вероятно - с Крымом [2].

Возникновение достоинства шаухала по всем достоверным источникам можно отнести ко временам или «аравийских завоеваний», или сельджуков, или золотоордынских ханов [3]. Как сообщает, опираясь на известные ему мусульманские источники, Халим Герей Султан в «Гюлбин-и ханан», своего независимого правителя кумыки «избрали из рода Чингизхана после поражения Миран-Шаха от Ак-Коюнлу» и его величали по-своему шаухалом [4], т.е. в 1443/44 г. Примерно на такую же хронологию указывают и архивные источники [5]. Из источников также известно, что одновременно с шаухалом намечался и крым-шаухал. Титул этот, как говорит предание, образовался после того, как шаухалы окончательно основали свою постоянную резиденцию в Тарках. Звание крым-шаухала, как указывает С. Белокуров, было связано с бийским (феодальным) обычаем (кум. «бийадат»), согласно которому самый старший в роде после шаухала считался наследником престола и должен был до получения власти, т.е. до смерти правящего в Тарках владетеля, жить в Бойнаке на положении «ярым-шавхала» (букв. половинного или неполного шавхала), а нередко и «крым-шаухала» (беспокойного шавхала) [6].

Выборы как самого шаухала, так и крым-шаухала (наследника престола) происходили на съездах князей, мурз и «лучших людей» «всей Кумыцкой земли» [7]. Но еще в 16-17 вв. титул этот не был наследственным по прямой линии. Шаухалов и крым-шаухалов выбирали из старших членов шаухальского рода разных феодальных владений Кумыцкой земли.


К истории фиксации титула крым-шаухал

Наиболее часто этот кумыкский титул и производный от него политоним «крымство» («къырымлыкъ») встречаются с первой половины XVI в. [8]. К этому же периоду относится упоминание в османских (турецких) источниках терминов «улу шавхал» (большой шаухал) и «кючюк шавхал» (меньший шаухал) [9], что, очевидно, соответствует терминам «шаухал» и «крым-шаухал» у самих кумыков. Отметим также, что в сефевидских (иранских) источниках известен «асгар-и шавхал» (меньший шаухал) [10], что должно соответствовать термину «крым-шаухал». По всей вероятности был и «азам-и шавхал» (великий шаухал).

Однако встречающиеся в ряде источников данные позволяют отнести время фиксации данного титула к более раннему периоду, а именно к сельджукской эпохе. Базовым в этом титуле, конечно же, является «шаухал». Титул этот является производным от высокого титула кумыкских верховных правителей (царей) шаухал (шавхал, шевкал). Последний, очевидно, впервые встречается в форме «шевкал-и мелик» в «Книге моего деда Коркуда», несколько позже в «Повести о Шевкале» (1318 г.) [11] и у тимуровских историков Шами и Йезди в 1396 г. в форме «шаукал» [12], что свидетельствует об изначальности именно этой формы, а не позднейшей аварско-даргинско-лакской «шамхал», на что обращал внимание еще академик В.В. Бартольд [13].


О происхождении и значении титула крым-шаухал

В настоящей статье мы не будем специально останавливаться на происхождении титула «шаухал», а только отошлем читателей к некоторым работам, освещающим данный вопрос [14].

Что же касается значения первого компонента титула «крым-шаухал», то тут много неясного и спорного. В народной, не научной этимологии он отождествляется с кумыкским «ярым» в значении «полу-/наполовину» [шамхал] или с лакским «хириб» в значении «меньший».

Мы исходим из того, что значение этого термина следует искать в словах «кърым», «къырымлыкъ» («крымство» в документах русско-кумыкских отношений [15]), встречающихся в кумыкском и других тюркских языках.

Прежде всего, отметим, что кумыкская основа къырым сохраняется в старописьменном языке в значении «пограничная область». Однокоренное и близкое по значению с этим термином слово къырай, кърай или къырый (ср. киргизскую параллель: кыйыр/кыйырым) в значении «край, грань, предел». У этого слова в киргизском языке есть и значение «родня», «родственник», «родственное или родное племя, родной народ» [16], «крым - даль, дальняя сторона» [17].

Термин этот был заимствован и другими языками. Отсюда, видимо, и русское слово край (окраина, украина). В русских источниках XVI-VII вв. окраиной, украиной, следуя логике тюрков, называется пограничная область страны. Так, в грузинских источниках, в которых грузинский царь Александр в 1589 г. жалуется на кумыков, мы читаем: «Где мне случится идти на Турскую (Турецкую - К.А.) украину, а Шевкал в ту пору приходит на мою украину войною» [18]. Кстати, на грузинском эта пограничная область называлась Греми (от тюркского «крым»).

К указанному термину, очевидно, восходит и наименование Крымского ханства и полуострова. Более того, сам термин, по компетентному мнению ученых, существовал уже у булгар в VIII веке [19]. Во всяком случае, в 803-817 гг. известен булгарский хан, носивший имя «Крум Хан» [20].

Имя этого хана, как считается, отразилось и в названии горы и средневекового городища у г. Кисловодска, которое в литературе искаженно именуется Рим-горой, по созвучию Хрум - Рим. У балкарцев сохранилась поговорка, связанная с этим городищем: «Хрум-къала, Гум-къала, къуруп къалсын бу къала!» [21]. Вероятно, считает историк И. Мизиев, вместе с именем Хрума и этнонимом гуннов или куманов (кум), а от себя добавим, и кумыков, народная этническая память сохранила воспоминание о каком-то кровопролитии у стен этого города-крепости. Позднее балкарцы перенесли название Гум-къала на современный город Минеральные Воды [22]. В связи с изложенным интересно мнение немецкого ученого Якоба Рейнеггса (XVIII в.), писавшего о том, что полуостров Крым назван по имени предводителя народа, который завладел им, переселившись сюда с прежнего места жительства (Северный Кавказ) [23].

Таким образом, если теперь вернуться к изначальному, первородному смыслу термина крым-шаухал, то можно сказать, что в буквальном смысле он мог означать «шаухала (правителя) крыма», т.е. наместника пограничной области, каковым для кумыкского шаухала являлся Уллу Буйнак. В Крымском ханстве, например, «крым беками» (ср. с крым-шавхал) назывались князья над своими племенами, представленные в ханском совете-диване [24].

Еще один аспект этой проблемы, пока еще остающийся вне поля зрения ученых - производный от слова-основы «крым» политоним «кърымлыкъ» (русская калька - «крымство»). Этимологизируя его, нелишне привлечь и сведения И. Барбаро (1413-1494), который упоминает о черкесской области Кремук (Chremuchum) [25], локализуемой учеными на правом берегу Кубани в ее среднем течении в непосредственном соседстве с зоной расселения в XV в. абазин, в том числе, бибердовцев. Если у И. Барбаро рассматриваемая область известна под названием «Кремук», то Дж. Интерниано в конце XV в. называет ее «Кромук», уточняя, что так именуется «небольшая долина в глубине страны..., имеющая лучшее местоположение и более других населенная», что дает основание относить ее существование к концу XIV-началу XV вв. О том, что отождествление области Кремук с каким-либо адыгским этносом неадекватно, свидетельствуют данные И. Барбаро, согласно которым за ней в числе прочих живут кевертеи и кинпики [26]. При этом первые из них легко идентифицируются с кабартаями-кабарами, а вторые, возможно, с кыпчаками. На последнее указывает возможность возведения названия «Кремук»/«Кремух»/«Кромук» к кумыкскому «къырымлыкъ» («крымство»). Вполне возможно, что при латинской передаче этот термин был искажен в «кромук». В пользу данного предположения свидетельствует ср.-век.-кыпч. къыранг со значениями «край, берег», «граница, мерка» (чув. диал.) [27].

Обобщая, следует сказать, что термин крым-шаухал, как, впрочем, и крым-бек у татар, на языке той эпохи первоначально, видимо, обозначал предводителя пограничной области, а къырымлыкъ (крымство) - особое пограничное владение в составе Золотой Орды. Такая практика существовала у тюрков еще в раннем средневековье (хазар, булгар), когда наместниками («йабгу/жабгу», «илтебер», «селифа») пограничных областей (по-тюркски: кол, уч) становились принцы крови из дома тюркских каганов28). Более того, известно, что кумыки в период Золотой Орды находились под властью золотоордынских ханов, которые владели пограничными областями державы [29].


Примечания:

1) См.: О правителях Дагестана - шаухалах. Мехмет-Эфенди. Рисале-и Ахвал-и Дагыстан... //Вести КНКО. №2-3 .Махачкала. 2001.С. 16.
2) Алиев У. Кара-халк. Ростов-на-Дону. 1924. С.с.28; Лайпанов К, Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск. 2000. С. 30, 36; Алиев К.М. Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004. С. 50,56.
3) В одном из архивных документов, например, утверждается, что «учреждение звание Шаухала относится ко временам первых аравийских завоеваний. Из преданий и летописей кумыкских (!) видно, что первый шаухал Шахвали был шаухалом в Казы-Кумуке, а не во владениях Тарковских. Местом пребывания ханов Золотой Орды было близ Дербента (между Буйнаком и Каякентом)» (ЦГА РД.Ф.105.Оп.1.Д.22. Л. 24).
4) Ahmet Cevdet. Kirim ve Kafkas Tarihcesi // Emel. №221. Ankara. 1998.S.28.
5) В одном архивном источнике, в частности, сообщается, что «...шаухалы вышли из Кази-Кумука в Тарки во времена внутренних раздоров и неурядиц в Золотой Орде после грозного нашествия Тамерлана и распадения Золотой Орды на отдельные царства и ханства» (ЦГА РД.Ф.105.Оп.1.Д.22. Л. 24).
6) См.: Белокуров С.А. Указ.соч., прим.
7) Кушева Е.Н. Указ.соч. С.45.
8) См.: ПСРП. Т. 29. С. 230, 231; Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая пол. XVI- 30-е годы XVII века. М. 1963. С.230, 231, 252, 254; Русско-дагестанские отношения в XVII- первой четверти XVIII вв. Махачкала. 1958. С.55, 97 и др.
9) Kirzioglu F. Osmanlilarin Kafkas Ellerin Fethi. 1475-1590. Ankara. 1993., S. 269, 311, 312, 467.
10) Козлова А.Н. Новое об Али Кули Хане Валехе и его духовном наследии // КНКО: Вести. №2-3. Махачкала. 2001.С.29.
11) «Полн. Собр. рус. летоп.», тт. I, III, IV, V и VII (по указателю к 8-ми том. летописей — Шевкал); см. также. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Щелкан Дудентьевич русских былин в контексте древних взаимоотношений русского языка с тюркскими Северо-Восточного Кавказа // Лингвофольклористика на рубеже XX-XXI вв.: итоги и перспективы. Петрозаводск. 2007.С.67.
12) Kirzioglu F. Dede Korkud Oguznameleri. 1 kitap, Istanbul. 1952. S.56, 82, 249.
13) См.: Бартольд В.В. // Сочинения. Т. 3. М., 1995. С.42.
14) Кадыраджиев К.С. Структура и генезис соционима шамхал // Социальная терминология в дагестанских языках. Махачкала. 1989. С.52.; Алиев К.М. История шаухалов: страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2007.; Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шавхал // КНКО: Вести. №2-3 (6-7). Махачкала. 2001. С. 39-44.
15) См.: Русско-дагестанские отношения в XVII- первой четверти XVIII вв. Махачкала. 1958. С.55, 97 и др.
16) Кыргызча-орусча сёзлюк.М.1965.С.498.
17) Там же.
18) Кавказский этнографический сборник. М. 1976. С. 268.
19) Бушаков В. Название «Крым» пришло из глубины веков // Голос Крыма. 10.06.1994. №23 ( 30) . С.3. От булгар оно могло перейти к половцам-кипчакам, которые являются предками не только кумыков с карачаямми и балкарцами, но и крымских татар.
20) Плетнева С.А. От кочевий к городам. М., 1967. С.178.
21) Мизиев И.М. Шаги к этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик. 1986. С. 109.
22) Там же.
23) ДИРЗЕА. С. 2 63.
24) Tunmann. Der Krimische Staat. Troppau. 1784. P. 26,29
25) Барбаро и Контарини. О России. Л., 1971. С.128.
26) Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С.30,49.
27) Этимологический словарь тюркских языков. 1997. С. 226; также: Гусейнов Г.-Р.А.-К. Историко-лингвистические комментарии к интерпретации одного неясного момента в древнейшем кумыкском эпосе Анжи-наме». Этимологический и ареальный аспекты.
28) Алиев К. Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004 . С. 55-56.
29) Erel S. Dagistan ve dagistanlilar. Istanbul. 1961. S. 48-49.


Использованная литература:

Алиев К.М. Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004. 
Алиев К.М. История шаухалов: страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2007. 
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. 
Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шавхал // КНКО: Вести. №2-3 (6-7). Махачкала. 2001. 
Кадраджиев К.С. Структура и генезис соционима шамхал // Соци- альная терминология в дагестанских языках. Махачкала. 1989. 
Лайпанов К. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск. 2000. 
Русско-дагестанские отношения в XVII- первой четверти XVIII вв. Махачкала. 1958.

Алиев М.К.,
Махачкала

Источник: Тюрки Северного Кавказа (С. 110-116) 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет