Расширенный поиск
19 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.

Лезгинка. Как много в этом танце

02.04.2013 0 5412  Алишаев М.
Мансур Алишаев,
ansar.ru


Самобытных культур в мире предостаточно, но, что касается танцев, ставших символами определенной культуры, их не так много. Наблюдая за исполнением такого танца, можно безошибочно понять, каковы нравы этого народа, его устремления и желания. Русские открывают свою душу в яблочке и калинке, европейцев можно угадать по канкану и леткеенке, кочевые бесшабашные народы – по цыганочке, а кавказцев – по искрометной лезгинке.

Лезгинка – визитная карточка Кавказа. Это один из немногих элементов кавказской национальной культуры, который получил интернациональную известность и популярность. В этом смысле она как арабская арафатка, татарский сабантуй или русская матрешка.

Сегодня лезгинкой увлекаются по всей России. И это на фоне того, что сам танец, исполняемый на улицах российских городов, стал для националистов и полиции как красная тряпка. Он воспринимается в качестве вызова и кавказской агрессивности.


История

Лезгинку танцевали в горных теснинах Кавказа и близлежащих равнинах с давних времен. Ее танцуют и стар и млад, на свадьбе, на дискотеке и других местах всевозможных праздничных мероприятий. Исполнить ее можно по любому знаменательному случаю, так сказать, для души.

На сегодняшний день есть много вариаций этого танца практически у всех народов Кавказа: лезгинка-соло, парная лезгинка, свадебная лезгинка и т.д. По своей сути все эти танцы пронизывает единый стержень. Он заключает в себе взрывной характер мужчины, его дерзкий взгляд прикован к девушке. Если это парная лезгинка, он то и дело заявляет о себе в каждом своем движении, он резок, быстр и ловок, но в то же время его отличает умеренность в чувствах (мужчине в этом танце негоже плясать как шуту или выполнять движения сексуального характера как мы это можем увидеть в современных латино-американских танцах в частности). Мужчина в лезгинке - это высоко парящий в вершинах гор орел, а женщина, в свою очередь, - это изящная лебедь, осторожно плывущая в ледяном высокогорном озере.

Лезгинка - это всегда разговор. Если танцуют парень и девушка - это безмолвное знакомство, если это группа молодых людей, то это всегда состязание в ловкости, прыти, выносливости (в былые времена танцоры могли без остановки, сменяя друг друга танцевать часы напролёт), если же это соло-лезгинка, то это общение со зрителем, а также заявление о своих лучших качествах.

Лезгинка - это не единственный танец на Кавказе. Есть еще много других танцев, всех и не перечислить. Но лезгинка – самый известный и популярный.

По мнению некоторых историков, так популярная ныне лезгинка на свадьбу – это не что иное, как танец, отплясываемый кавказскими мужчинами перед самыми ответственными боевыми сражениями. Доказательством этому может стать то, что танец, в основном, исполняется именно представителями сильного пола.

Не случайно в лезгинке есть элемент соревнования. Каждый из танцоров демонстрирует темперамент, силу, ловкость и неутомимость, а девушки – изящество и плавность.

Интересно и то, как по разному воспринимают лезгинку кавказцы и некавказцы. Со стороны кажется парадоксальным образ брутального джигита, выплясывающего сложные фигуры. Но сами кавказцы в этом не видят ничего немужского, ничего, унижающего их статус мужчины и воина.

Согласно другой известной версии происхождения лезгинки, несколько тысяч лет назад, один парень, увидев необычайно красивую девушку, бросился к ней навстречу. Все это действо происходило под музыку – охваченный страстью молодой человек попеременно вставал на колени, кружась в танце. Так и зародилась дагестанская лезгинка, выражающая уважение и любовь.

Многие исследователи сходятся в едином мнении относительно места зарождения танца – южная часть современного Дагестана. С веками лезгинка стала символом не только лезгинов, но и всех народов Северном Кавказе.


Лезгинка как символ раздора

«Старинный кавказский танец лезгинка все больше ассоциируется с разногласиями на национальной почве», - говорит Энвер Кесриев, заведующим сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

Публичные кавказские танцы на площадях других российских городов стали чуть ли не общероссийской проблемой. Когда в 2007 году молодые люди устроили между собой «лезгинка-баттл» на Манежной площади, националисты не смогли пройти мимо. И устроили «лезгинку» руками. Завязавшаяся потасовка переросла в масштабное побоище и, естественно, сразу попала в центр политических дискуссий.

Чиновники потребовали от кавказцев больше не соваться с танцами на Манежку. Мол, незачем делать это напоказ, нравится танцевать – танцуйте себе дома… По аналогичной схеме конфликты развивались и в других городах.


Российская мода на Кавказ

В то же время во многих городах вошли в моду курсы лезгинки. Лезгинка становится одним из танцев, которому нынче учатся не только представители кавказских диаспор, но и коренные москвичи, петербуржцы, новосибирцы и др. Таким образом кавказская культура входит в большое российское пространство в позитивном ключе. Возможно, это единственный пример такого рода в современной России, охваченной бурными антикавказскими настроениями.

«Яндекс» выдает огромное количество информации по лезгинке: школы танцев, куча ссылок на скачивание, видео-уроки и проч. Все большей популярностью пользуется лезгинка для детей. Девушки, также по-достоинству оценившие грациозность данного танца, не стесняются его исполнять.

Всюду открываются различные секции и школы лезгинки. Они дают и хлеб для молодых танцоров, которые решили заниматься преподавательской деятельностью, и способ занять детей, молодых парней и девушек красивым искусством - искусством танца. Также в таких школах лезгинки молодежь знакомится, общается, весело проводит время на различных мероприятиях.

Очень важно что там кавказцы и некавказцы узнают друг друга, что гасит конфликтные мотивы на корню. Иными словами, лезгинка выполняет важную социальную функцию.

«Наша студия открылась осенью. Клиентов сейчас больше ста. Не только кавказцы, как вы, наверное, предполагаете. Есть и таджики, и татары, и армяне, и русские. Особенно много русских девушек», — рассказывает в интервью «Московским новостям» Тагир Исламов, тренер студии лезгинки для мужчин, которая находится у станции метро «Автозаводская».

«Очень много русских девушек сейчас интересуются этим танцем. Славянок на наших занятиях даже больше, чем кавказских барышень», — также отмечает координатор других курсов лезгинки Тариэл Саркасов.

Патимат Хайбулаева, руководитель дагестанского хореографического ансамбля народного танца «Рассвет», рассказывает, что москвички все чаще приходят к ней на индивидуальные уроки. 23-летняя москвичка Марина Григорьева попробовала много танцевальных направлений. В детстве она занималась балетом, потом увлеклась сальсой, затем танцем живота.

«Что модно, то и танцую. Сейчас в тренде лезгинка. Такой непривычный танец, целомудренный. Девушка в танце не демонстрирует все свои прелести сразу, а наоборот, двигается скромно, на парня глаз не поднимает», — рассказывает Марина. Она говорит, что сначала было трудно освоить новый танец. «Хотелось бедрами вертеть, а нельзя. Партнеры во время танца друг до друга даже не дотрагиваются», — говорит Марина.

Патимат Хайбулаева объясняет своим ученицам, что мужчина, танцующий лезгинку, — это орел. Лезгинка изначально возникла как имитация движения орлов, которые на Кавказе до сих пор считаются священными птицами. «Женщина по аналогии — лебедь. У нее плавные, мягкие движения, чувство собственного достоинства. В лезгинке мужчина показывает свою мужественность, женщина — женственность. В наше время унисекса жителям большого города не хватает такой гендерной четкости в определении мужских и женских ролей, поэтому и вспомнили о лезгинке», — комментирует Хайбулаева.
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет